Потребительская активность в США падает из-за дорого бензина и еды

Рост зарплат американцев не поспевает за динамикой цен на бензин, продукты питания и прочих расходов уже пятый месяц подряд, свидетельствует обнародованная Департаментом труда США в пятницу статистика за март.  Растущие цены негативно отражаются на потребительских настроениях.

Потребительские цены выросли на 0,5% в прошлом месяце, благодаря удорожанию энергоносителей и продуктов. Такими же темпами цены увеличивались и в феврале, достигнув самого высокого уровня за последние 2,5 года.  В годовом сравнении рост инфляции составил 2,7% – это самый высокий показатель с декабря 2009 г.

Поскольку рост номинальной заработной платы был нулевым, уровень зарплат с учетом инфляции снизился на эту же величину.  Реальная заработная плата упала на 0,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Это самое быстрое падение с июля 2008 г., когда цена на нефть достигла максимума в $147 за баррель, после чего экономика США вступила в рецессию.

“Если мы не получим некоторое снижение цен на бензин, то мы увидим серьезное снижение уровня потребления”, – считает  Стюарт Хоффман, главный экономист PNC Financial.

Он и другие экономисты считают, что потребительские расходы на которые в США приходится 70% экономической активности, в 1 кв. выросли примерно на 2%, что вдвое ниже темпов роста в 4 кв. 2010 г.

Я писал недавно, что экономисты сокращают свои прогнозы по росту ВВП США в 1 кв.2011 г.  Хоффман говорит, что он и его коллеги будут рады, если рост ВВП составит  2%. В 4 кв. 2010 г. экономика США выросла на 3,1%.

Отставание роста зарплат от роста цен серьезно отражается на потребительских настроениях, подчеркивает Найджел Голт, директор по исследованиям компании IHS Global Insight.

Основной фактор, конечно, это высокая инфляция. Однако рост номинальных зарплат, составивший в октябре 3,4% в годовом сравнении, упал до 2,3% в марте.

Розничные продажи в марте выросли на 0,8%, а без учета бензина –  только на 0,1%.

Индекс экономического оптимизма IBD / TIPP в апреле упал до 33-месячного минимума в апреле. Вместе с тем аналогичный показатель  Reuters/University of Michigan немного подрос.

Потребителям пришлось бы еще хуже, если бы Конгресс не сократил налог на зарплаты, вступивший в силу с  1 января.

Цены на бензин подскочили на 5,6% в марте, показав рост девятый месяц подрячд. Продовольственные товары стали дороже на 0,8%, достигнув максимума с июля 2008 г.

Большинству компаний с трудом удается перекладывать высокие производственные затраты на плечи потребителей.

Автопроизводители и авиаперевозчики  были одними из немногих секторов, сумевшие поднять цены в марте. Цены на одежду снизились на 0,5%, хотя они все же возьмут свое позднее в этом году.

Базовый уровень потребительских цен, которые не включает стоимость продуктов питания и энергоносители, вырос всего на 0,1% по сравнению с февралем. По сравнению с прошлым годом, его рост составил 1,2%.  Это самый большой уровень за год, однако все же ниже, чем допустимый 2% целевой уровень инфляции, установленный ФРС.

Большинство членов Федеральной резервной системы, ссылаясь на базовые показатели, полагают, что рост цена на сырьевые товары – явление временное.  Может, и так. Главное –  чтобы причиной их падения не стала новая рецессия.


Комментарии

Комментировать

Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.