Китайский рояль в кустах

Cейчас, когда все смотрят на ОПЕК, которая отказалась снижать добычу, почему-то не замечают главный фактор, определяющий потребление нефти в мире. Это – Китай, экономика которого подает неодназначнные сигналы. 

Китай стал крупнейшим потребителем сырой нефти за последние десятилетия. Согласно оценкам  Societe Generale, открытие Китая для мировой торговли повлияло на подорожание нефти с $20 до $100 за баррель. Сейчас он потребляет нефти больше, чем Япония и Британия вместе взятые.

Между тем, долгосрочные прогнозы по поводу того, что Китай сможет поддерживать недавние темпы роста, а следовательно, и  потребление сырьевых ресурсов, выглядят крайне сомнительно.

До недавнего времени многие экономисты предполагали, что это только вопрос времени прежде, чем Китай обгонит США по потреблению нефти, но есть ряд причин, которые ставят под сомнение бычьи прогнозы.

Существуют многочисленные свидетельства промышленного перепроизводства, а на прошлой неделе исследователи Национальной комиссии развития Китая заявили, что по их оценкам $6,8 трлн. были ” инвестирования неэффективно”, попросту потрачены впустую.

Есть и другие признаки, свидетельствующие о том, что потребность Китая в нефти наталкивается на ограничения.  После того как он обогнал США в качестве крупнейшего автомобильного рынка в мире в 2010 г., в последние годы транспортные пробки и автомобильные выбросы в атмосферу становятся  все большей проблемой для страны. Это вынудило власти использовать административные меры, чтобы обуздать рост авторынка.

Кроме того, в будущем спрос Китая на нефть будет более чувствителен к цене. В прошлом он был не эластичен, поскольку не ослабевал даже после того, как цены на нефть достигли трехзначного значения.  Но основным дайвером роста в то время было государственное стимулирование экономики, сейчас спрос на бензин, как ожидается, будет зависеть от роста доходов среднего класса.

Уменьшение аппетита на нефть можно проследить по различным источникам. По данным ежегодного Статистического обзора мировой энергетики ВР, впущенного в июне, США по темпам роста потребления нефти опередили Китай в 2013 г., впервые с 1999 г.  Международное энергетическое агентство снижало прогноз роста потребления нефти Китаем пять раз в этом году, остановившись на 2,3% в текущем году.

Поэтому не удивительно, что способность Кита  продолжить свою историческую роль в качестве основного источника спроса на нефть становится все более сомнительным. Согласно агентству  Platts, в октябре импорт нефти Китаем вырос на 2,9%, по сравнению с прошлым годом, но упал на 2,5% по сравнению с сентябрем. Более того, Китай стал нетто-экспортером нефти в октябре, а импорт снизился на 22%, экспорт вырос на 30% до рекордного уровня. Теперь Китай может стать нетто-экспортером нефти в будущем.

Между тем, если низкие цены на нефть сохраняться, то для Китая это будет означать, как выгоды так и потери. Вероятными бенефициарами являются авиакомпании, круизные суда, компании потребительского сектора и обработка. Снижение цен на нефть выгодно для нефтехимии. Это в конечном итоге отразится на марже производителей, использующей продукты ее переработки.

Однако, учитывая, огромные инвестиции Китая в энергетический сектор, падение цен на нефть и энергоносители приведет к значительному числу корпоративных жертв, причем не только в Китае, но и в других странах. Одной из областей, где Китай выглядит особенно уязвим – это верфи, которые наращивали производство буровых платформ для разведки в последние годы при поддержке дешевого финансирования.

Между тем, подешевевшая нефть, вероятно, усилит дефляционные силы в экономике Китая. Инвесторы должны быть на страже для потенциальных восстановительных мер, таких как снижение процентных ставок или ослабление валюты.

Комментарии

Комметирование закрыто.