Как надо сберегать: двадцать лет спустя и $853 млрд

Ровно двадцать лет назад, 31 мая 1996 г,. Министерство финансов Норвегии сделал свой первый взнос от доходов от продажи нефти в новый государственный пенсионный фонд страны, который сразу же стал известен как Нефтяной фонд.  Идея заключалась в том, чтобы инвестировать нефтяные доходы на международных фондовых рынках и, таким образом, сохранить и приумножить большую часть нефтяного богатства страны для будущих поколений. Позже он стал называться и Фонд будущих поколений. Норвежский пример – другим наука. Россия несколько лет назад создала Фонд национального достояния (ФНБ). Однако его судьба оказалась куда менее удачливой. 

С 1996 г  фонд вырос до умопомрачительной суммы в 7,079 млрд крон в конце 1 кв. этого года (около $853 млрд). Это сделало его самым большим в мире суверенным фондом, а Норвегию – крупнейшим инвестором в мире. Мало того, что нефтяные доходы и депозиты продолжали прибывать, фонд также продолжал расти из-за вложения своих средств в акции, облигации а, с недавних пор еще и в недвижимость. На акции приходится 60% активов фонда, на облигации 35% и 5% в недвижимость. Кстати, доля российских акций в портфеле фонда составляет всего лишь 0,5%. Так вот, вложения в акции в 2014 г., например, принесли фонду 15% прибыли. Напомню, все деньги фонд вкладывает только в зарубежные активы. И никто по этому поводу в Норвегии не переживает. Деньги идут охотнее туда, где выше прибыль.

Размер фонда вырос более чем два раза только с конца 2011 г. Но нефть последние полтора года дешевела, доходы Норвегии сократились и впервые в этом году и министерство финансов обратилось в фонд, чтобы сбалансировать государственный бюджет. Государство тратит часть своих нефтяных доходов ежегодно, но они ограничены 4% стоимости фонда, с тем, чтобы не перегреть экономику. Фонд настолько велик в настоящее время, однако, несмотря на изъятия, государством до сих пор траты не превышали 3% от текущей стоимости фонда, или в общей сложности около 216 млрд крон.

Большинство норвежских политиков на протяжении многих лет очень осторожно относились к тратам нефтяных денег. Использование доходов от продажи нефти не должно увеличиваться дальше, по отношению к материковой части экономики. – отметил недавно глава Банка Норвегии Ойстен Олсен.  Однако, могут быть веские причины для получения из фонда больше, чем обычно в период перестройки экономики, которую Норвегия переживает в настоящее время.

Олсен откровенно признал, что годы огромного роста активов фонда находятся позади.  “Мы будем еще много десятилетий получать прибыль от продажи нефти из морских месторождений, но рост фонда будет гораздо более умеренным”.  Он подчеркивает, что чем больше Норвегия сберегает сейчас, тем легче будет  выплачивать пенсии,  финансировать здравоохранение и другие социальные пособия, когда доля пожилого населения страны быстро увеличится.

Демографическая проблема в России стоит куда более остро, при этом  Пенсионный фонд уже сейчас дотируется из бюджета. При этом страховые накопления конфискуются  третий год подряд – это порядка 1 трлн. руб будущих пенсионеров. С конца 2011 г. размер ФНБ сократился более чем на 16% до $73,86 млн. То есть стал более чем в 10 раз меньше норвежского. Это при том, что населения Норвегии в тридцать раз меньше, чем население России.

Комментарии

Комметирование закрыто.