Экономика Турции оказалась в заложниках у политики

Партия справедливости и развития президента Реджепа Тайипа Эрдогана, одержавшая победу на состоявшихся в воскресенье всеобщих выборах в Турции, но при этом впервые за 13 лет потерявшая парламентское большинство, думает о создании коалиционного правительства. Политическая неопределенность привелка к резкому падению лиры и фондовых индексов страны.

“Я полагаю, что наш премьер-министр сумеет сформировать правительство в отведенные сроки”, – заявил он, добавив, что любая коалиция без Партии справедливости и развития (АКП) невозможна, – заявил вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш..

По предварительным данным, партия Эрдогана, который ранее был премьер-министром, а в декабре был избран на пост президента, получила 258 мест в парламенте. Это на 18 меньше, чем требовалось для того, чтобы иметь большинство при принятии решений.

Вопрос о вхождении в коалицию с другими парламентскими партиями будет рассмотрен на съезде АКП в понедельник, передает из Стамбула корреспондент Би-би-си Марк Лоуэн.

В случае если в течение 45 дней со дня проведения голосования партиям, прошедшим в парламент, не удастся сформировать правительство, будут назначены новые выборы.

Предварительные итоги воскресного голосования оказались неожиданными для многих в Турции.

Помимо того, что правящая партия лишилась большинства, в парламент впервые прошла, преодолев 10-процентный рубеж, курдская партия НДП.

Ее лидер Селахаттин Демирташ исключил возможность коалиции с партией Эрдогана, заявив, что результаты выборов положили конец планам превращения Турции в президентскую республику.

“Разговорам об усилении роли президента и диктатуре положен конец”, – заявил Демирташ на пресс-конференции в Стамбуле.

Реджеп Тайип Эрдоган действительно намеревался расширить президентские полномочия, но для этого необходимы поправки в конституцию.

Если бы его Партии справедливости и развития удалось увеличить число своих депутатов до 330, то AK получила бы конституционное большинство и смогла бы назначить референдум по изменению статуса президента.

А если бы она получила 367 мест, то по действующим законам, могла бы простым голосованием в парламенте принять изменения в конституцию, не спрашивая мнения народа.

Выборы в Турции принесли сразу два сюрприза. Мало кто ожидал столь неудачного выступления правящей партии.

С другой стороны, курдская партия НДП поставила всё на карту и объединила под своим крылом различные группировки. Теперь курдское меньшинство будет иметь свое представительство в меджлисе.

Эта партия выступала не только под лозунгами защиты прав курдов – она привлекла к себе многих левых, заявляя о своей поддержке принципов равенства сексуальных меньшинств.

Выборы стали крупным политическим поражением для президента, который стремился подчинить себе страну и привел к поляризации общества.

Последствия выборов важны не только для Турции, считает Лоуэн. Будучи участником НАТО, страна, в которой объединились ислам и демократия, играет важную роль на неспокойном Ближнем Востоке, отмечает корреспондент Би-би-си.

По результатам выборов, внесших политическую неопределенност, турецкие активы понесли серьезные потери в понедельник: лира упала до нового рекордного минимума 2,8096 против доллара. Основной индекс BIST-100 Турции открылся на 8,15% ниже, результаты выборов усилили политическую неопределенность.

Центральный банк для поддержки лиры сократил ставки в иностранной валюте по депозитам в долларах на 3,5% по сравнению с 4%, и ставки по депозитам евро до 1,5% с 2% по состоянию на 9 июня. Эти действия толкнул местную валюту обратно в 2,773 к доллару к полудню.

Тем не менее, такого рода лечение не может быть эффективным в борьбе с экономическими проблемами страны, лишившие нацвалюту половины ее стоимости в течение последних двух лет.

Потери лиры ускорились после разгона антиправительственной демонстрации в парке Гези в мае 2013 г. когда иностранные инвесторы начали пересматривать свои позиции в турецких активах.

Эрдоган постепенно начал закручивать гайки: давить на ЦБ, требуя снижать процентные ставки, захватил банк Ася, который финансируется одним из его конкурентов. Трудно было придумать более пугающих инвесторов шагов. Объем иностранных инвестиций сократился на 86% в прошлом году по сравнению с предыдущим годом (с $ 22,5 млрд до $ 3 млрд).  Еще $ 2,5 млрд ушли из страны в этом году.

Рекордные темпы экономического роста прошлого десятилетия неуклонно сходят на нет, и, как ожидается замедляться до 3% при росте инфляции до 8,1% и более. При этом уровень безработицы уже составляет 11% в целом и 20% для 18- 24-летних. Хуже то, что этот рост поддерживается непропорционально раздутыми госпроектами и безудержным потребительским кредитами, отраженными в 6% дефиците текущего счета.

Все и так было достаточно плохо, когда политика была стабильной и предсказуемой. Теперь, независимо от того, как повернется политическая интрига, экономика окажется у нее заложницей при этом правительство будет слабым, уязвимым и не внушающим доверия. Такая ситуация редко рождает экономически разумную политику и долгосрочное доверие у инвесторов.

Комментарии

Комметирование закрыто.