Убегающий Катар

Вчера были обнародованы данные по валовому внутреннему продукту (ВВП) Катара, которые сильно, надо сказать, меня удивили. Итак, ВВП за 2 кв. 2010 г. вырос на 20,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Напомню, что Катар (эмират), расположен на Катарском полуострове в северо-восточной части Аравийского полуострова. Граничит с Саудовской Аравией на юге, со всех остальных сторон омывается Персидским заливом. На северо-западе имеет морскую границу с островами Бахрейн, на юго-востоке — морскую границу с ОАЭ.  Население страны составляет немногим более 1 млн. человек.

Катар – 6-й в мире экспортер природного газа и крупный экспортер нефти и нефтепродуктов (21-е место в мире). Экспортирует в основном сжиженный газ огромными танкерами в Японию, США и Европу. Добыча нефти и газа дают более 50 % ВВП, 85 % стоимости экспорта и 70 % доходной части государственного бюджета. Нефть и газ сделали Катар второй страной в мире по ВВП на душу населения (1-е место в мире — у Лихтенштейна).

Так вот, самый большой прирост за 2 кв. был отмечен как раз в добыче нефти и газа – он составил 36,8%. На 15,9% выросла промышленность.

Согласно докладу МВФ World Economic Outlook, опубликованному на  прошлой неделе, рост ВВП Катара в 2010 г. составит 16%, и – 8,6% в следующем году. При этом в среднесрочной перспективе рост отраслей, не связанных с добычей нефти и газа (промышленность, строительство и сектор услуг) составит двузначные цифры.

Я, конечно, понимаю, что в сравнивать эти данные с российскими, в силу наших размеров и”избранности будет не совсем корректно.  Однако не могу удержаться от этого, поскольку у нас тоже большая зависимость от экспорта углеводородов.

Коротенько. Итак, рост нашего ВВП за 2 кв. составил 5,2%.  По итогам года, по оценкам МВФ он составит 4% –  это на 0,3% ниже по сравнению с предыдущим прогнозом. В 2011 г. экономика должна вырасти на 4,3%, что на 0,2% ниже прогнозом фонда, сделанным в начале года.

Мы являемся самыми крупными экспортерами нефти и газа в мире (обладая при этом не самыми крупными запасами нефти). С одной стороны наши топовые позиции в этом вопросе дают повод надувать щеки и говорить о важности нашей миссии с точки зрения обеспечения мировой энергетической безопасности. С другой – являются примером однобокости нашей экономики. Последнее обижает, поэтому нас частенько уличают в том, что мы занижаем данные о доле нефтегазовых доходов в структуре  ВВП. Сейчас онас составляет 25%. Кудрин прогнозирует снижение этого показателя до 14% в ближайшие десять лет. Как жить будем? Непонятно.

Напоследок приведу мнение по поводу газпромовской стратегии на внешних рынка независимого аналитика Михаила Корчемкина, опубликованное в сегодняшнем “Коммерсанте”.  Оно многое проясняет.

“Команда Алексея Миллера действует так, как будто находится в вертикальной “информационной трубе”, открытой только для приема сигналов сверху. Эта изолированность хорошо проявилась после того, как ровно год назад на мировом газовом конгрессе в Буэнос-Айресе западные партнеры “Газпрома” отметили факт произошедшей в газовой отрасли США революции.

Действительно, за один год добыча газа из нетрадиционных источников, в основном из сланцевых залежей, подскочила сразу на 30 млрд куб. м. Потребности Америки в импортном сжиженном газе резко снизились, а его цена упала более чем вдвое. “Лишний” сжиженный природный газ (СПГ) перенасытил рынки Европы и Азии, а мировой финансовый кризис снизил спрос на газ, обвалил цены и усилил тенденцию к отрыву газовых цен от нефтяных. Таким образом, нетрадиционный газ ворвался на мировой газовый рынок.

Несмотря на очевидное, руководители “Газпрома” до последнего времени заявляли, что рынок переживает временные трудности, а сланцевый газ ворвался лишь на страницы газет. А в это время революция продолжалась.

Себестоимость сланцевого газа упала, и добыча стала прибыльной. При этом низкие цены сделали выгодным реэкспорт поступающего в США сжиженного газа, и скоро начнется экспорт СПГ американского производства. Наконец, бурение скважин в сланцевых залежах началось на всех континентах.

Не так давно “Газпром” обнародовал прогноз удвоения европейских газовых цен до 2012 года. По-моему, для такого прогноза не может быть никаких оснований, кроме поступившего по “информационной трубе” сигнала сверху. Более того, любое повышение цен только сократит объемы продаж российского газа и ускорит разработку нетрадиционных месторождений. Российскому газовому экспорту могло бы помочь снижение нефтяных цен, но уже поздно: помешает рост транспортных затрат “Газпрома”, вызванный строительством ненужных газопроводов и снижением загрузки всей газотранспортной системы.

Геологические и географические факторы предопределили роль России как крупнейшего поставщика газа в Европу. К сожалению, действия нынешнего руководства “Газпрома” как вели, так и ведут к снижению доли российского газа на европейских рынках. Эта тенденция сохранится вне зависимости от успеха или провала планов добычи сланцевого газа в Европе.

Комментарии

Комментировать

Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.