Сплошной down-trending

В марте 2015 г. индекс потребительских настроений в России снизился сразу на 21 пункт до рекордно низкого за последние пять лет уровня – 74 пункта. Ниже показатели были только в кризис 2009 г. Тогда в марте 2009 года, индекс составил 68 пунктов.

“Кризис, который мы переживаем сейчас, представляется более разносторонним и глубоким для потребительского рынка России, чем это было в 2008-2009 гг, хотя российский потребитель вошел в него с большим запасом прочности с точки зрения своего благосостояния, а российская экономика в 2014 гю, когда начался кризис, по большинству макроэкономических показателей, была в лучшем состоянии, чем в 2008 г”, – комментирует результаты исследования Александр Демидов, генеральный директор GfK в России.

Чем нынешний кризис отличается на кризиса 2008-2009 годов?

Исследование GfK показало, что если в прошлый кризис большинство населения считало, что он продлится 1-2 года, то сегодня большинство ожидает, что кризис продлится 3-4 года. Характерно также, что нынешний кризис отразился в первую очередь на наиболее “продвинутых” и ранее благополучных группах потребителей. Так, кризис сегодня сильнее ударил по настроениям столичных жителей. В марте 2015 г. уровень потребительских настроений с среднем по России был заметно выше, чем аналогичный показатель среди жителей Москвы, где снижение Индекса составило небывалые 45 пунктов. При этом москвичи в 2015 г. настроены значительно пессимистичнее, чем это было в кризис 2008-2009 г. В такой ситуации можно ожидать, что восстановление потребительского рынка в России будет происходить медленнее, чем это было в предыдущий кризис, – в том числе и из-за “плохих” настроений в столичном регионе, на который приходится значимая доля потребления по целому ряду товарных групп.

Down-trading и рационализация потребления надолго

Кроме этого, следует отметить, что в последние годы потребительский рынок в России рос как за счет увеличения объемов потребления, так и за счет перехода на более дорогие товары (up-trading). Сейчас объемы продаж падают, и up-trading превратился в down-trading, а в качестве факторов роста объемов рынка (в денежном выражении) осталось только повышение цен.

Инфляция на потребительским рынке выросла с 6,5% в 2013 году до 11,4% в 2014 году, а в 2015 году может достичь по некоторым прогнозам до 16% в отдельные периоды (для сравнения в 2008-2009 годах кризис сопровождался снижением инфляции с 13,3% до 8,8%). Одной из основных тенденций потребительского рынка в кризис 2008- 2009 годов был “отложенный спрос”, который помог восстановлению рынка уже в 2010 году. Сейчас тенденция другая: после периода ажиотажных покупок в конце 2014 года – когда люди стремились сохранить рублевые сбережения в условиях девальвации, переведя их в товары – можно ожидать, что рационализация потребления закрепится надолго. Этот процесс может выразиться в переходе потребителей на более дешевые товары (down-trading), снижении доли спонтанных покупок, поиске “лучших сделок”, откладывании на дальнюю перспективу покупок товаров длительного спроса и перехода на технологические новинки.

Комментарии

Комметирование закрыто.