Луч света

Приятно осознавать, что в правительстве есть вменяемые люди. Это я в продолжении темы по поводу неизбежности повышения налогов, о чем на днях заявил замглавы Минфина Сергей Шаталов. Вчера Эльвира Нибиуллина  сказала, что это подорвет бизнес и похоронит надежды на экономический рост.

“Я считаю, что это абсолютно тупиковый вариант. Я категорически против”, – прокомментировала Набиуллина предупреждение Минфина о неизбежном дальнейшем повышении налогов, в первую очередь – на добавленную стоимость. Это цитата из Reuters.

Минфин объяснил переход России к повышению налогов неспособностью власти обуздать аппетит к мегапроектам, сократить социальную нагрузку казны и развивать частный сектор. Министр финансов Алексей Кудрин неоднократно называл ключевым резервом бюджета “повышение эффективности” расходов, десятая часть которых, или 1 трлн. рублей в год, по самым скромным оценкам, разворовывается при госзакупках, за которые в правительстве отвечает Минэкономразвития.

“Считаю, что нам нужно для того, чтобы сбалансировать бюджет, в первую очередь, заниматься эффективностью расходов”, – сказала она.

“Для того, чтобы увеличить доходную базу, не надо повышать налоговые ставки. Мы этим самым просто убиваем экономический рост. Это оказывает угнетающее воздействие на экономический рост”, – сказала журналистам Набиуллина.

По данным ее ведомства, возобновившийся в сентябре после летней паузы экономический рост продолжился в ноябре, составив в годовом выражении 4,2%, а за 11 месяцев – 3,7%. Вернуть его на докризисный уровень более 7% в год способны структурные реформы, сказала Набиуллина, которая за три года в кресле министра экономического развития так и не сумела реанимировать свернутые за десятилетие Владимира Путина преобразования.

“Легче всего повысить налоги…. Надо заниматься тем, чем надо заниматься – улучшением инвестиционного климата, структурными реформами”, – сказала она.

“Мы очень много внимания уделяем налоговой системе, потому что это очень простой инструмент. Поднял налоги, уменьшил – сразу оказывается влияние. Те вещи, которые относятся к инвестиционному климату, структурным реформам – требуют гораздо больше внимания, усилий, последовательности. Мы так их немножечко отодвигаем назад, но сейчас они выходят на первый план. Ими надо заниматься”, – сказала Набиуллина, не уточнив, на какую структурную реформу она планирует уговорить правительство Путина в предвыборный год.

Набиуллина уверена, что доля социальных расходов в бюджете должна сокращаться, а инвестиционных – расти. Для этого должны увеличиться доходы, поскольку Минфин уже окрестил социальные расходные статьи “несокращаемыми”, и Набиуллина подтвердила, что “долгосрочные обязательства надо выполнять”.

“Конечно, нужно менять структуру расходов бюджета. Он сейчас в значительной степени социально-ориентированный, и доля расходов, которые условно принято относить к расходам на развитие – не очень большая. Для того, чтобы поддерживать экономический рост, нужны инвестиции в инфраструктуру, в систему образования, здравоохранения”.

Набиуллина не приемлет и другой неизбежности, предсказанной Минфином, – повышения пенсионного возраста, обещая сбалансировать пенсионную систему точечной настройкой, схема которой еще не готова.

“На мой взгляд, это предложение по пенсионному возрасту неприемлемо для нашего общества”, – сказала министр.

Вот с этим тезисом я  не согласен. Что значит – неприемлемо? Вся Европа вынуждена поднимать пенсионный возраст, поскольку население стареет – пенсионеров все больше, а работающих все меньше. Даже на Украине пошли на этот шаг. Правда, там выборы еще далеко и Януковича руки развязаны для реформ. У нас же – почти на носу. Так, что повышение пенсионного возраста при нашей демографии – только вопрос времени. Я уверен, что глава Минэкономики это прекрасно понимает. По всей видимости,  Эльвира  Сахипзадовна просто решила поддержать нынешнюю линию партии и правительства.

Комментарии

Комментировать

Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.