Дефолт де-факто

В четверг завершилась операция по обмену греческих долгов, позволившая стране избежать неконтролируемого дефолта, а мировой экономике очередного потрясения с непредсказуемыми последствиями. Впрочем, на этом история с долговыми проблемами еврозоны, и Греции в частности, не заканчивается.

В ночь на субботу Moody’s объявило о дефолте Греции, поскольку ее сделка  с кредиторами представляет собой “обмен в условиях бедственного положения”, что означает долговой неплатеж”.

Надо сказать, что Moody’s обещала сделать это, как только стали известны условия обмена долгов несколько месяцев назад. Они подразумевают списание почти 75% от суммы  облигаций, держателями которых являются частные кредиторы. Из 305 млрд. евро греческого долга 206 млрд она должна частным кредиторам – прежде всего банкам, страховым компаниям и пенсионным фондам.

Согласились на эти условия 85,8%. DeutscheWelle приводит любопытные подробности сделки. Так, греческие власти надеялись, что цифра согласившихся составит 90%. Правительство обещало уже в ближайшее время надавить на оставшихся в меньшинстве несговорчивых держателей греческих облигаций. У Афин просто нет иного выбора. Дело в том, что условием для выделения второго пакета помощи было списание долгов на общую сумму в 106-107 млрд евро, напоминает Ральф Умлауф, аналитик немецкого банка Helaba. Выполнить это условие можно только в том случае, если от своих требований откажутся 90% частных кредиторов. В противном случае под угрозой может оказаться вся программа помощи Афинам.

Поскольку греческие власти предполагали подобное развитие событий, еще в конце февраля парламент страны принял закон об обмене гособлигаций. Этот закон позволяет в принудительном порядке навязать несговорчивым кредиторам списание 53% долга и обмен старых гособлигаций на новые.

Иными словами, кредиторы, не согласившиеся на добровольное списание долгов, теперь пойдут на такой шаг уже вынужденно. А ведь именно такого сценария непременно хотели избежать главы стран еврозоны. “Они опасались, что в этом случае держатели облигаций будут настаивать на выплатах по CDS, то есть страховом покрытии своих потерь, что, в свою очередь, может осложнить ситуацию на финансовых рынках”, – поясняет Ральф Умлауф.

Однако, похоже, политическая элита изменила свою точку зрения. Видимо, лидеры стран еврозоны посчитали, что$ 3 млрд, которые, возможно, придется заплатить “страховщикам” не станут потрясением для финансовых компаний, предполагает эксперт.

Тем не менее, эти весьма ощутимые для частных кредиторов потери могут привести к оздоровлению греческой экономики. Ведь теперь объем долга страны должен сократиться до 250 млрд евро. “Примерно такой долг был у Греции до 2007 года, – отмечает Фолькер Хелльмайер, главный аналитик Бременского земельного банка. – С тех пор были проведены значительные реформы, а многие структурные проблемы решены”.

Однако, подчеркивает собеседник DW, для спасения греческой экономики еще необходимы огромные усилия.  В пятницу стало известно, что в 4кв.  2011 г. ВВП Греции сократился на 7,5% по сравнению с этим же периодом 2010 г. Этот показатель оказался существенно хуже, чем прогнозировалось. Согласно предварительным оценкам, в 2011 г. экономика Греции сократилась в целом на 5,5%,

 

Комментарии

Комметирование закрыто.