Ярмарка разных надежд

Московская биржа провела на выходных мероприятие под названием “Ярмарка финансовых и биржевых услуг”. Оно прошло впервые, и была посвящена 25-летию торговой площадки. На самом деле главной ее целью было привлечение в биржевой оборот средств новых инвесторов, простых граждан. Биржа в этом кровно заинтересована – чем выше ее обороты – тем выше прибыль, тем выше стоимость акций биржи, зарплаты и бонусы сотрудников. Все логично и понятно.

Среди выступающих на ярмарке были и представители брокерских компаний и банков, через которые народ инвестирует в акции облигации и прочие активы, торгуемые на бирже. Они тоже призывали народ активно торговать, инвестировать либо передавать деньги в управление . Они тоже заинтересованы в привлечении людей на фондовый рынок, поскольку зарабатывают на комиссионных. Брокеры всегда в выигрыше, независимо от того куда пойдет рынок – вверх или вниз.

Большинство посетителей ярмарки люди 20-35 лет. В этом отношении был приятно удивлен увидеть полный зал в секции под названием “Как накопить на пенсию”. Выступающими были представитель НПФ ВТБ Александр Львов и Сергей Хестанов из “Открытие Брокер”.

Надо признать, что оба достаточно объективно обрисовали состояние пенсионной отрасли и ее перспективы. А они довольно печальны. Ну, частности, Хестанов привел недавнюю статистику от Голодец, что при обязательствах Пенсионного фонда России в 6,3 трлн. рублей, он собирает лишь 4,1 трлн. На счет перспектив – еще печальнее. Те, 12 тыс. в виде гарантированных выплат в виде страховой пенсии через несколько лет усохнут на треть по покупательной способности.

Да, говорили представители финансовой индустрии, заморозка накопительной части пенсии, которая иже идет 4 года и продолжится, это плохо. Уже заморозили 1 трлн., а убыток недополученной прибыли от инвестиций тоже не маленький. Тем не менее, отметили они радостно, уже почти 5,6 млн. человек самостоятельно вложили почти 1трлн. рублей в негосударственные пенсионный фонды (НПФ). Понимает, народ, что на государство надежды никакой.

Впрочем, по признанию Львова, это вряд ли поможет накопить на пенсию, выплаты по которой составляли бы 40% возмещения от размера получаемой зарплаты. Это тот минимум, которые международные организации считают приемлемым. ( В пенсионной индустрии США ориентиром является уровень в 70%).

Так , что же делать? Искать работодателя, который будет софинансировать ваши пенсионные отчисления. Это был совет на полном серьезе. В доказательство, что такие работодатели есть в России, Львов привел итальянский энергетически концерн Enel, купивший активы при дроблении РАО ЕЭС. Так вот, в качестве стимулирования своих сотрудников, он отчисляет в пенсионный фонд ВТБ на счета своих работников часть своих денег. Для нас это в диковинку, а на западе подобная практика – норма.

В развитых странах с нормальной экономикой эти активы инвестируются в акции и облигации, а также недвижимость. Конечно, акции – очень волатильный инструмент. Но, при вложении на десятилетия локальные падения не страшны, акции в конечном итоге растут и увеличивают пенсионные счета.

Когда дошло до вопросов, я спросил Львова, какова доля активов его фонда в акциях. Ему явно не понравился вопрос, и он даже с каким-то вызовом выпалил – “ноль”. И добавил: какой дурак будет инвестировать в рискованные активы, если можно получить от вложений в депозиты 8% – без всякого риска. Я не успел вступать в полемику со встречным вопросом – какой дурак понесет деньги в НПФ ВТБ, который с него возьмет комиссию, вместо того, чтобы сразу положить их на депозит.

Не успел с вопросом, поскольку встрял Хестанов, сообщивший, что ЦБ не поощряет вложения в акции НПФ. Уж очень акции рисованы. И привело пример, что американский рынок сумел компенсировать потери биржевого краха начала прошлого века, и достичь уровня 29-го года только через двадцать лет.

Хестанов не знал с кем связался. Я напомнил ему новейшую биржевую историю. В период с декабря 2007 г. по март 2009 г S&P 500 упал более чем на 50%. Однако, к 2013 г. основной фондовый индекс мира сумел отыграть все потери, и с тех пор устанавливает новые рекорды. Кстати, очередной – сегодня.

Этого не скажешь об индексе Московской биржи и индексе РТС. Более того, российский фондовый рынок – самый отстающих в категории emerging markets в этом году. Но он и самый и самый дешевый, скажите вы. Потому он непременно отскочит. Но затем снова последует падение, поскольку этот отскок.

В общем, ЦБ понять можно: не хочет он паники и страстей, которые являются частью нашего фондового рынка. Да, и не может быть иного рынка при такой экономике.

Впрочем, некоторые управляющие пенсионными активами компании все же инвестируют в акции. Боле того, им позволено вкладывать до 20% пенсионный активов в торгуемые в США ETF (Exchange traded funds) – индексные фонды акции. Они выгодно отличаются от ПИФов низкими издержками, прозрачными портфелями и обладают высокой ликвидностью.

К тому же – менее волатильны, чем отдельные акции. Кстати, первый ETF был создан почти 25 лет назад, как раз на индекс S&P 500. Но в заграничные надежные активы российские управляющие пенсионные средства почти не вкладывают. Почему? Это тема отдельного разговора.
Так, к чему я веду? Если вам до пенсии десятилетия – инвестируйте в акции. Рынок будет расти в долгосрочной перспективе. Лучше – в акции иностранных компаний, а еще лучше – в ETF известного индекса и, через иностранного брокера.

Если пенсия не за горами – в вашем пенсионном портфеле должны преобладать облигации (или ETF облигаций) либо акции компаний с высокими дивидендами. Для последних также есть свои ETF.
Вариантов миллион. А выгоды – очевидны. Я уж не говорю о то, что средства на счете иностранного брокера не заморозят и не конфискуют. После произошедшего с накопительной частью пенсий ничего исключать нельзя.

Комментарии

Комметирование закрыто.