Япония: год после Фукусимы
Вчера исполнилась первая годовщина мощного землетрясения и цунами, которые обрушились на северо-восточную Японию. Японцы со свойственным им трудолюбием и упорством довольно успешно восстанавливают страну, принимая во внимание масштаб проблем.
В результате стихийного бедствия было разрушено и повреждено более 370 тыс. жилых домов и зданий. 15854 человека официально считаются погибшими в результате бедствия, и еще 3155 человек числятся пропавшими без вести.
Более 340 тыс. японцев живут в эвакуации во временном жилье, главным образом, в трех наиболее пострадавших префектурах – Иватэ, Мияги и Фукусима.
Как показывает исследование, проведенное NHK, примерно одна треть семей, живущих во временном жилье, что их доходы упали в два раза по сравнению с тем, что они получали до бедствия. Каждый пятый из кормильцев является безработным.
Еще до прошлогодней катастрофы экономика Япония росла низкими темпами на протяжении многих лет. Цунами и авария на Фукусиме причинили ей серьезный урон: ВВП страны сократился в годовом исчислении на 6,8% в первом квартале 2011 г. и, на 0,7% по итогам года.
Между тем сейчас японская экономика находится на подъеме, но главный фактор роста связан с ликвидацией последствий катастрофы, и он сойдет на нет, как только эти мероприятия будут завершены.
“Сейчас мы наблюдаем положительный эффект от восстановления экономики, но он не продлится долго”, – говорит Такахиде Киучи, главный экономист Nomura Securities . – Экономика Японии может оказаться в худшем состоянии, чем до катастрофы, когда восстановительные работы завершатся”.
Между тем процесс восстановления способствовал увеличению и без того огромного госдолга страны. По прогнозам, он достигнет 227% от ВВП к концу 2013 г, увеличившись на 27% с конца 2010 г.
Наиболее серьезный урон понесла автомобильная промышленность, один из столпов японской экономики. Несколько заводов ведущих мировых автопроизводителей Toyota, Nissan и Honda были закрыты из-за перебоев с электроэнергией, поставок комплектующих, достигших своего пика прошлым летом. В результате их доля рынка, например в США, снизилась с 38,5% в феврале до 30,1% в июне. Однако сейчас ситуация в автомобильной промышленности страны стабилизировалась и масштабы производства восстановились.
“Землетрясение и цунами показали уязвимость Японии, и ее некогда недосягаемого автопрома”, – считает Мишель Кребс, старший аналитик Edmunds.com. “Понеся сокрушительные потери в первые недели после катастрофы, тем не менее, он смог в целом восстановится за несколько месяцев, благодаря усилиям своих топ-менеджеров, сумевших за этот короткий срок наладить производственный процесс”, – говорит он .
Есть еще одна проблема экономики, в значительной степени зависящей от экспорта – это перенос производства за пределы страны. Опрос, проведенный в прошлом году Внешнеторговой организацией страны, показал, что 30% крупных компаний всерьез задумались о возможности строительства за рубежом новых производств после мартовской катастрофы.