Яндекс потерял драйв
За неделю капитализация Яндекса, чьи акции сторгуются на NASDAQ, потеряла почти четверть. Кульминация распродаж пришлась на пятницу, когда в начале торгов бумага рухнула почти на 15%, затем смогла отчасти компенсировать убытки, в итоге потеряв под 10%.
Напомню, что в конце недели S&P понизило долгосрочные суверенные рейтинги России в иностранной валюте до “ВВВ-” с “ВВВ”, в национальной валюте – до “ВВВ” с “ВВВ+” с негативным прогнозом. Это лишь на одну ступень выше “бросового” уровня. Рейтинги снижены в связи с мощным оттоком капитала в первом квартале 2014 г, повысившим риск сокращения возможностей привлечения внешнего финансирования, как через прямые иностранные инвестиции, так и посредством портфельных инвестиций в акции. Агентство расценивает это как риск для перспектив экономического роста России. Но не это заставило инвесторов избавляться от бумаг поисковика, поскольку акции других российских компаний упали в пятницу гораздо меньше.
Накануне Путин во время встречи с лояльным медиа-сообществом заявил, что рунет нуждается в большем регулировании. Он отметил, что Яндекс, в частности, должен получить лицензию для публикации новостей. Впрочем, фиг с ней с лицензией. Главное – наметился тренд. Завтра Кремлю придет в голову, что он должен получить лицензию на обработку и выдачу поисковых запросов.
В общем, нет предела вмешательству государства в дела еще не охваченного до конца интернет-бизнеса. Кто-то ложиться под власть, кто-то, как основатель в “Контакте” Павел Дуров, сопротивляется. Напомню, что пару недель назад он опубликовал письмо, в котором признался, что правоохранительные органы требовали от него предоставить персональные данные участников соцсети. Он отказался, а на минувшей неделе покинул страны с членами своей команды, объяснив, что более не может работать в России.
Конечно, инвесторы от таких признаний не в восторге. Правила игры меняются на ходу, имея явный политический контекст. Я не говорю уже о макроэкономических рисках, связанных с последствиями аннексии Крыма. Яндекс получает основную прибыль от контекстной рекламы, которая, наверняка, будет падать в условиях замедления экономики. С начала года акции компании потеряли более 40% стоимости – больше всего из российских бумаг, торгуемых в США. Правда, за прошлый год выросли в два раза.
Пока смотрел на график падающего Яндекса в пятницу, вспомнил события почти шестилетней давности. Путин, будучи тогда премьером, во время совещания, пообещал “послать доктора зачистить проблемы” владельца “Мечела” Игоря Зюзина. Акции “Мечела” за день упали на 38%. Тогда они стоили под $60, в прошлую пятницу $1,83.