Все внимание – на Техас и Оклахому
Цены на нефть выросли примерно на 85% с февраля на фоне падения добычи в США, перебоев с поставками из Канады и Нигерии, а также растущего мирового спроса. Теперь, когда нефть вернулась к $50 за баррель, встает вопрос – увеличат ли американские нефтяные компании объемы бурения?
Сделав существенный отскок с многолетних минимумов, WTI и Brent торгуются в относительно стабильном диапазоне от $47 до $50 за баррель почти месяц, что является довольно узким коридором с начала падения в середине 2014 г. Индекс волатильности CBOE сырой нефти, который отслеживает волатильность цен на нефть, находится на самом низком уровне за год. Такое впечатление, что рынок взяли передышку, прежде чем решить, что делать дальше.
Цены с февраля росли без какой-либо помощи со стороны ОПЕК. Крупнейшие игроки картеля добывают больше, чем в прошлом, и шансы на замороживание либо снижение добычи в этом году невелики. И, если цены продолжат ралли, им придется сделать это из-за корректировки баланса спроса/предложения на рынке.
Короткий цикл сланцевого бурения в США поднимает вопрос, заменят ли они Саудовскую Аравию в качестве главного игрока на рынке. Но тут есть проблема: сотни американских компаний, работающие на сланцевых месторождениях, не могут координировать свои действия. Так, является ли уровень в $50 за баррель достаточным для того, чтобы они стали наращивать добычу?
Количество буровых установок в эксплуатации выросло на прошлой неделе на 9 до 325, показав самый большой прирост с декабря 2015 г. Ранее Wall Street Journal сообщила, что есть несколько мест, где компании форсируют буровые работы – это Пермский бассейн в Западном Техасе и в местности в штате Оклахома, обозначаемой акронимом Stack (Sooner Trend, Anadarko
Несколько компаний говорили а намерениях увеличить добычу несколько месяцев назад, до того, как нефть отскочила к $50 за баррель. Pioneer Natural Resources заявила в апреле, что увеличит число буровых установок, если цены на нефть вернутся к этому уровню и закрепятся на нем.
Тем не менее, новая буровая активность повлияет лишь незначительно на добычу нефти США, которая сокращается ежедневно. На прошлой неделе EIA сообщила о ее падении на 32 тыс. баррелей в день. Общий объем добычи снизился почти 1 млн баррелей в день после достижения пика в апреле 2015 г, и ожидается дальнейшее ухудшение ситуации. Новое бурение в Оклахоме и Пермском бассейне на данный момент может только замедлить ее падение. Отрасли нужно ввести в строй еще много скважин, прежде чем общий объем добычи начнет расти.
Конечно, более сильный ответ нефтяной промышленности – несколько недель очень существенного увеличения количества буровых установок, – только увеличит вероятность того, что цены упадут обратно, поставив под сомнение привлекательность бурения в тех сланцевых районах.
Цены на нефть двигаются не только из-за того, что происходит в Соединенных Штатах. Возвращение канадской нефти на рынок окажет на них давление, однако перебои поставок из Нигерии продолжаются. Иран наращивает добычу, но эти достижения могут быть компенсированы потерями в других странах. Есть так много переменных, что прогнозы цен до конца года серьезно отличаются. Опрос WSJ 13 инвестиционных банков о их видении цены на 4 кв. 2016 г, показал расхождения от $30 до $60 за баррель.
Но, есть две причины, почему то, что происходит в США, может иметь большое влияние на мировой рынок. Во-первых, сланцевое бурение прекращается и начинается быстрее, чем обычное бурение, а это означает, что всплеск активности может произойти в США прежде, чем где-либо. Кроме того, США, как правило, имеют самые прозрачные данные по отрасли, которые позволяют наиболее точно оценивать ее состояние и эффективно влиять на краткосрочные колебания цен. Morgan Stanley 6 июня, выпустил отчет, в котором говорится, что “все внимание” сосредоточено на США. Всех волнует вопрос, начнут ли они активно бурить теперь, когда цены вернулись к $50.