Ситуация в экономике Украины близка к катастрофе
На выходных Международный валютный фонд, можно сказать, бросил Украине спасательный круг. Он объединил по ее просьбе третий и четвертый транши с возможностью предоставления их до конца этого года. Таким образом, общий объем средств двух траншей составит около $2,2 млрд. МВФ утвердил двухлетнюю кредитную программу stand by в размере $17 млр для Украины 30 апреля. Тогда же Украина получила первый транш займа в размере $2 млрд.
Согласие МВФ объединить транши связано с тяжелейшей ситуацией в экономики Украины. По последним прогнозам правительства ВВП, страны в этом году сократиться на 6,5%. В минувшую пятницу кредитное агентство Fitch понизило рейтинг Украины с -В до ССС, что означает крайне высокий риск суверенного дефолта. Из всех 104 стран, аттестуемых Fitch, только у Аргентины, уже находящейся фактически в состоянии банкротства, рейтинг сегодня ниже, чем у Украины.
Бывший ответственный сотрудник МВФ, а ныне ведущий специалист Института American Enterprise Десмонд Лахман считает, что понижение ВВП на 6,5% – это ужасно. “Для сравнения вспомним, какая паника царила в США в 2008-2009 годах на пике большой рецессии, когда объем производства сократился на 3,5%. С ростом безработицы, который произошел в ту пору, мы до сих пор не можем полностью справиться. Но 6,5%а – это еще не конец. Согласно последним прогнозам, сокращение ВВП Украины в нынешнем году достигнет 10% из-за потери Крыма, закрытия производственных мощностей на востоке страны и падения курса гривны. Спад такого масштаба – это настоящая катастрофа”, заявил он в интервью Радио Свобода.
По оценке Десмонда Лахмана, уменьшение ВВП на 10% повлечет за собой рост безработицы – от 5 до 7%. И это при том, что и текущие показатели занятости на Украине далеко не блестящие. Можно только гадать, замечает эксперт, как увеличение безработицы скажется на перенапряженном госбюджете и на доступе населения к услугам социальной сферы. Что касается инфляции, то обычно с наступлением рецессии цены падают. Но на Украине наблюдается обратное – цены растут. Причина в том, что из страны бежит иностранный капитал, обменный курс гривны катится вниз, а это, в свою очередь, приводит к удорожанию импортных товаров, вес которых в потребительской корзине населения очень большой.
Международному валютному фонду приходилось иметь дело с экономическими бедствиями подобного размаха, напоминает Десмонд Лахман, и последний пример такого рода – Греция:
ВВП Греции упал на 25%, что соответствует цифрам самого страшного экономического кризиса на Западе, разразившегося в 1929 г. На пике рецессии 2008-2009 годов ВВП Португалии или Ирландии сжался на 15%. Но повторю: для такой страны, как Украина, и 10% падение производства – явление катастрофическое. Социальные последствия этого для населения будут ужасными.
Когда страна переживает глубокую рецессию, бегство иностранного капитала, а в придачу еще и вооруженный конфликт, МВФ, я уверен, откажется ее кредитовать, ибо шансы на возврат кредита государством-должником ничтожны. Устав МВФ запрещает кредитовать заведомо несостоятельных просителей. Фонд, однако, понимает, что Украина в глазах главных пайщиков – это особая статья, и что допустить ее общий экономический крах по сути означает расчистить России путь к установлению своего господства над этим государством, – говорит Десмонд Лахман.