Почему только Финляндия кредитует под залог проблемные страны еврозоны

Финляндия – единственная из стран еврозоны – получает от должников гарантии под предоставленные им кредиты. Такую практику высоко оценивает рейтинговое агентство Moody’s. Почему же финскому примеру не следуют другие – задается вопросом DW.

Когда рейтинговое агентство Moody’s недавно изменило прогноз кредитоного рейтинга Германии, Люксембурга и Голландии на негативный, министерство финансов Финляндии выпустило пресс-релиз, в котором не без гордости отмечалось, что только для Хельсинки агентство усматривает стабильные перспективы. “Мы очень удовлетворены тем фактом, что Moody’s доверяет нашему финансово-политическому менеджменту”, – написала финский министр финансов Ютта Урпилайнен.

Таким образом Финляндия и впредь сохранит за собой рейтинг Ааа, в то время как у трех других экономически ведущих стран еврозоны Moody’s видит признаки перенапряжения. С точки зрения рейтингового агентства, оказывая помощь кризисным странам, Финляндия умно подстраховалась, избежав финансовых рисков. В чем секрет такого успеха?

Финляндия – единственная из всех стран еврозоны – затребовала и получила для своих займов Греции и испанским банкам специальные гарантии, мотивируя это тем, что любой кредитор страхуется от убытков, требуя залога под выделяемые суммы.

Так, министр финансов Урпилайнен на переговорах с испанским правительством в середине июля добилась того, что 40% кредита на общую сумму в 2,2 млрд евро будут оставлены в качестве залога. То есть правительству Испании пришлось внести более 800 млн евро на финские счета, чтобы получить 1,4 млрд. Такую залоговую модель Финляндия применила и год назад, когда речь шла о втором пакете финансовой помощи для Греции. Зато в отличие от всех прочих кредиторов финское правительство не стало взимать проценты за свои ссуды Греции. Подобную систему Хельсинки выторговал для себя в ходе упорных переговоров с партнерами по еврозоне.

Поскольку система оказалась весьма эффективной для Финляндии, финский министр по делам Европейского Союза и внешней торговли Александр Стубб на последнем саммите ЕС в июне этого года в Брюсселе предложил применять ее и всем остальным странам еврозоны, порекомендовав им подкреплять государственные облигации дополнительными гарантиями.

 

“Нам следует выпускать только облигации с дополнительными гарантиями, – заявил он в июне в интервью DW. – Таким способом можно повысить надежность и привлекательность для частных инвесторов государственных облигаций кризисных стран”.

На практике это означает, что Греции или Испании пришлось бы закладывать в обмен на кредиты золотой запас своих цетробанков, доли в государственных предприятиях или земельные участки.

И если когда-нибудь, скажем, Греция не сможет вернуть кредиты, то в собственность владельцев греческих гособлигаций перейдет, например, часть афинского аэропорта или участок земли на острове Миконос.

 

Такую систему выпуска государственных облигаций под залог Финляндия использовала и сама, чтобы в начале 1990-х годов преодолеть финансовый кризис в стране. “И она сработала”, – заметил Александр Стубб.

На июньском саммите ЕС к необычному финскому предложению не прислушались. После того, однако, как рейтинговое агентство Moody’s фактически присудило финской модели своего рода “знак качества”, отношение к ней может начать меняться.

В среду на прошлой неделе, 1 августа, в Финляндию приезжал Марио Монти – премьер-министр Италии, которая испытывает изрядные трудности при размещении своих гособлигаций на финансовых рынках под разумные проценты. Ему разъяснили принцип функционирования финской модели. Так что, может быть, и Италия когда-нибудь решит заложить римские развалины или венецианские дворцы?

 

Экономист Чинция Альчиди из брюссельского исследовательского института Centre for European Policy Studies такой вариант исключает. “Проблема в том, – пояснила она в интервью DW, – что в условиях нынешнего кризиса должники не в состоянии выполнить такие требования”. По мнению эксперта, уже через очень короткое время странам, оказавшимся в трудной финансовой ситуации, будет нечего предложить в качестве гарантий, чтобы избавить кредиторов от риска.

Для такой относительно небольшой страны, как Финляндия, которая лишь в небольшой мере участвует в программах по оказанию помощи Греции и Испании, такая система может оказаться действенной. “Но если это будут делать все, модель не сработает”, – объяснила Альчиди.

Впрочем, и в случае с Финляндией она не работает идеально. Поскольку у стран-должников порой не оказывается средств, чтобы внести требуемый Финляндией денежный залог, на помощь им приходят другие государства еврозоны. Это означает, что Греция вносит в качестве гарантии под финский кредит наличные, полученные опять-таки в виде ссуды, например, из Германии.

Выходит, что Финляндия получает залог из Германии с тем, чтобы выдать кредит Греции. Александр Стубб понимает, что убедить других в достоинствах именно такой системы довольно трудно, и поэтому предлагает Греции закладывать в качестве гарантий ее земельные участки и государственную собственность. В таком случае, по его словам, отпадет необходимость вносить залог наличными.

Комментарии

Комметирование закрыто.