Американские вкладчики пострадали в результате политики низких процентных ставок ФРС
Подавляя процентные ставки в попытке стимулировать экономику через количественное смягчение (QE) ФРС поддержала заемщиков и банки за счет пенсионеров, вкладчиков и инвесторов . В недавнем отчете McKinsey Global Institute ( MGI ) оценивается эффект от этого распределения. По оценкам консалтинговой компании, в период с 2007 г. по 2012 гг, американские домохозяйства в совокупности недополучили $360 млрд процентных доходов, которые бы им причитались, если ставки оставались на докризисных уровнях.
Как отмечает Тимоти Тейлор, редактор журнала Journal of Economic Perspectives, в своем блоге Conversable Economist, падение процентных доходов почти наверняка имело большее влияние на граждан, которые находились либо были близки к пенсионному возраста, чем на молодых людей. Пожилые, в конце концов, гораздо более вероятно, отложили некоторые сбережения или сделали консервативные инвестиции, в то время как люди в возрасте 30- 40 лет, скорее всего, являлись нетто заемщиками, оплачивая ипотеку, студенческие кредиты и, инвестируя в большей степени в акции.
Кроем того многие пенсионные фонды (как государственные, так и частные) испытали проблемы из-за QE, потому что более низкие процентные ставки заставили работодателей направлять в них больше денег, чтобы поддерживать надлежащее финансирование. (По оценкам MGI , низкие ставки обошлись американским пенсионным фондам и страховым компаниям в $270 млрд).
Если разбить общую сумму на каждое домохозяйство, потери не выглядят столь внушительно, но они существенны для пожилых американцев. По оценкам MGI , низкие процентные ставки стоили средней семье, возраст членов которой от 55 до 64 лет, до $900 в год или 0,8 % годового дохода; для людей в возрасте от 65 до 74 лет эта цифра составила $1,9 тыс. год или 2 %, а для лиц в возрасте от 75 и более – $ 2,7 в год или 6% .
Для некоторых инвесторов, эти цифры не представляют существенных потери . По оценкам MGI, низкие процентные ставки увеличили цены на недвижимость на 15% и способствовали росту стоимости облигации на 37% (поскольку облигации с более длинным сроком погашения, растут в цене). Эти факторы привели к увеличению на $5,6 трлн. благосостояния домохозяйств – и это, даже не считая роста активов на фондовом рынке, который авторы, несколько парадоксально, не могут с уверенностью отнести на счет снижения процентных ставок .
Представив дело в таком ракурсе, QE начинает выглядеть как безоговорочная победа. Но, как отмечает Тейлор, многие из этих достижений остаются нереализованными , и “по-видимому, в какой-то момент , когда процентные ставки вернуться к более нормальным уровням, эти выгоды от ультра- низких процентных ставок сойдут на нет. В то же время, он приходит к выводу, что инвесторы, находящиеся в предпенсионном возрасте, “самые большие неудачники”, отмечает MarketWatch.