Остров отмытых сокровищ
Новое правительство Кипра согласилось с проверкой независимыми аудиторами мер противодействия отмыванию денег. Но это – не единственное условие предоставления финансовой помощи государству, переживающему долговой кризис.
Прежнее правительство Кипра считало вмешательством во внутренние дела и подрывом кипрского государственного суверенитета требование европейцев проверить с помощью независимых аудиторов, как применяют на практике меры противодействия отмыванию денег в банках острова.
А вот новый министр финансов Михалис Саррис на встрече со своими коллегами по еврозоне в Брюсселе, 4 марта, объявил, что у него нет возражений против приезда ревизоров. Взамен ему пообещали еще до конца марта разработать программу финансовой помощи Кипру, переживающему острый долговой кризис, сообщает Deutsche Welle .
Не стал противиться такой помощи и министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле. До недавнего времени он не спешил признавать, что положение на Кипре может серьезно сказаться на состоянии всей европейской экономики. Представители финансового ведомства ФРГ указывали на то, что вклад островного государства в суммарный ВВП стран еврозоны составляет лишь 0,2%.
По сообщениям СМИ, Шойбле ведет в еврозоне закулисную работу, чтобы часть этих средств задействовать во имя преодоления финансового кризиса на Кипре. Одна из обсуждаемых моделей “Bail-in” предусматривает замораживание сумм, превышающих 100 тыс евро, и их принудительную “парковку” на специальных счетах под минимальный процент на срок от 15 до 30 лет. Это, как считают авторы модели, позволило бы долгосрочно стабилизировать кипрские банки и повысить надежность их капитализации.
Новое правительство Кипра отнеслось к такому требованию крайне отрицательно. Михалис Саррис назвал идею “верхом глупости”. По его словам, одна только дискуссия о такой “реструктуризации” частных вкладов крайне вредна и уже привела к массивному оттоку средств со счетов в кипрских банках.
Саррис, очевидно, понимает, что на альтруизм иностранных частных британских или российских вкладчиков рассчитывать не приходится. Иное дело – российское правительство, которое в конце 2011 года ссудило Никосии 2,5 млрд евро в то время, когда никто другой уже не был готов выделять Кипру кредиты.
Министр оптимистично заявил, что остроту долгового кризиса удалось бы снять, согласись Москва отсрочить возвращение того кредита до 2021 г. Пока такого согласия нет, но переговоры на этот счет идут. Представители Германии, учитывая “русскую” составляющую кипрской проблемы, настаивают на участии Москвы в ее решении.