О хорошем плохом для немцев и русских

С начала нынешнего года нефть марки Brent подешевела более чем на 30%., достигнув минимального значения за последние пять лет. Для России – как и для других экспортеров черного золота – это означает резкое сокращение доходов бюджета, ослабление курса национальной валюты и, как следствие, снижение благосостояния населения. Однако для многих стран эффект оказался совершенно противоположным: падение цен на нефть, прогнозируют эксперты, может существенно подстегнуть экономический рост ряда государств.

Снижение цен на 30%, скорее всего, добавит 0,8% пункта к экономическому росту большинства развитых стран, импортирующих нефть, полагает глава Международного валютного фонда (МВФ) Кристин Лагард. Низкие цены на нефть выгодны Соединенным Штатам, Китаю, Японии и европейским странам, заявила она 2 декабря на ежегодном форуме генеральных директоров, организованном газетой The Wall Street Journal. Германии положительный эффект от снижения цен на нефть уже налицо: в выигрыше оказался целый ряд отраслей немецкой экономики, рассказали опрошенные DW эксперты. “Положительный эффект виден во всем промышленном производстве, особенно в отраслях, где на энергозатраты приходится значительная часть производственных расходов”, – констатировал в интервью DW эксперт по энергетике Аналитического центра Deutsche Bank во Франкфурте-на-Майне Йозеф Ауэр.

От снижения нефтяных цен, указывают аналитики, выигрывает прежде всего нефтеперерабатывающая отрасль. Речь идет, например, о производителях пластмассы, асфальта и различных синтетических материалов, которые используют нефть как сырье для выпускаемой продукции. Нефтехимические предприятия теперь закупают более дешевую нефть, а готовую продукцию продают по старым ценам, объяснил Ауэр.

В выгодном положении оказалась и транспортная отрасль. Все компании – от таксомоторных парков до крупных логистических фирм с большим парком грузовых и легковых автомобилей, например Deutsche Post – существенно экономят на ценах на топливо, привязанных к стоимости нефти.

Подарок автолюбителям

Существенно снизились и цены на авиационное топливо, составляющее значительную статью расходов авиакомпаний. Правда, снижать цены на билеты авиаперевозчики не спешат. В отрасли с небольшим количеством игроков конкуренция за клиента не такая высокая, как в других секторах рынка, например в розничной торговле, объясняет Йозеф Ауэр. Авиакомпаниям нет необходимости значительно снижать цены для привлечения клиентов.

Уже несколько месяцев цены на бензин в Германии остаются рекордно низкими, что позволяет автолюбителям прилично экономить. Бензин начал дешеветь еще в октябре прошлого года, напоминает директор Гамбургского института мировой экономики Кристиан Грович . Средняя цена марки Super E10, которой оперирует немецкая статистика, снизилась с 1,55 евро за литр в 2013 г. до 1,5 евро в 2014-м, добавил он.

По данным Общегерманского автомобильного клуба ADAC, только за последние два с половиной месяца стоимость Super E10 снизилась на 9 процентов – с 1,52 евро за литр 16 сентября до 1,38 евро 2 декабря. “Такими низкими цены на бензин не были с февраля 2011 года”, – написал в конце ноября журнал Stern.

Поддержка для экономики

Низкие цены на бензин оказались для немцев очень кстати: приближаются рождественские каникулы, когда многие уезжают на отдых, навещают родственников, говорит Йозеф Ауэр из Deutsche Bank: “Это означает, что в Германии и многих европейских странах наступает время процветания”.

Помимо бензина у некоторых немцев появилась еще одна статья экономии – расходы на отопление. В выигрыше оказались те, кто отапливает жилье мазутом, который существенно подешевел вслед за нефтью. Еще год назад сто литров мазута стоили 80 евро, теперь цена упала до 66 евро, рассказал в интервью DW Грович. Если одной семье в год необходимо в среднем 2 тысячи литров мазута, экономия составляет около 20 процентов, подсчитал он. “В ближайшие месяцы частные домохозяйства ощутимо сэкономят”,- подчеркивает Ауэр. По его словам, экономия в общей сложности должна составить несколько миллиардов евро, что отразится на покупательной способности населения. “То есть у немецких потребителей будет больше средств на покупки, досуг и поездки в отпуск”, – прогнозирует эксперт. И добавляет, что потребуется некоторое время, прежде чем немецкая экономика в полной мере почувствует этот эффект. В результате частное потребление в Германии будет оказывать поддержку экономике и в следующем году, ожидает он. По его мнению Йозефа Ауэра, в 2015 году низкие цены на нефть и другие энергоносители (такие, как газ и уголь) продолжат положительно влиять на экономическую ситуацию в стране. Если в следующем году средняя цена нефти составит $80 за баррель (что соответствует прогнозу Deutsche Bank), это может добавить от четверти до половины процентного пункта к росту немецкого ВВП, цитирует эксперта Deutsche Welle.

Комментарии

Комметирование закрыто.