Налоговый маневр Трампа вызывает вопросы
Президент США Дональд Трамп анонсировал “самое масштабное снижение налогов и крупнейшую налоговую реформу” в истории страны. Между тем, обнародованная вчера информация слишком поверхностна. Он не дает даже ответ на главный вопрос – за счет чего будут компенсированы потери бюджета, составляющие триллионы долларов в ближайшие 10 лет.
Ранее в среду о плане президента заявил министр финансов Стивен Мнучин. По его словам, налог на корпорации, сейчас составляющий 35% и являющийся самым высоким среди индустриально развитых стран, нужно сократить до 15% для всех компаний. По словам представителей Белого дома, высшая ставка налога для физических лиц, составляющая 39,6%, также будет снижена на несколько пунктов.
Мнучин добавил, что администрация планирует упростить процесс подачи налоговых деклараций, которые граждане заполняют в начале каждого года, отчитываясь о доходах, полученных в предыдущем году.
По его словам, одна из целей реформы – упростить систему личных налогов. Как заявил министр, в администрации считают, что “большинство американцев должны иметь возможность заполнять свои доходы в формате большой открытки” вместо многостраничных формуляров, которые им приходится заполнять сейчас.
Как ожидается, Конгресс будет придирчиво рассматривать план Трампа по снижению корпоративных налогов, который, по мнению некоторых аналитиков, может в течение следующих десяти лет увеличить долгосрочный долг США, уже составляющий $20 трлн, еще на $2 трлн.
Некоторые республиканцы выражают беспокойство по поводу того, что план Трампа не предусматривает никаких новых мер для привлечения средств в казну, чтобы компенсировать потери, связанные со снижением налогов.
В ходе предвыборной кампании Трамп критиковал своего предшественника Барака Обаму за ежегодное превышение расходов над доходами, увеличивающее госдолг, однако теперь, судя по всему, этот вопрос его не беспокоит. Как заявил на этой неделе Мнучин, налоговая реформа окупится благодаря экономическому росту, который приведет к увеличению госдоходов. Многие экономисты оспаривают эту точку зрения.
Конгресс скорее всего будет обсуждать план Трампа в течение многих месяцев, однако президент уже заручился одним союзником в предстоящей баталии вокруг налоговой политики.
По словам Мнучина, снижение налогов на корпорации призвано подстегнуть экономический рост США, достигнув устойчивого показателя в 3%. В прошлом году рост составил всего 1,6%. Трехпроцентного годового роста в США не было с 2005 г., даже после того, как страна оправилась от рецессии 2008-2009 гг.
Пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер заявил, что США проигрывают конкуренцию с другими странами по привлечению новых бизнесов “преимущественно из-за высоких налогов”.
Американские законодатели уже долгое время обещают реформировать налоговую систему. До сих пор их усилия были тщетными, так как не удавалось найти компромисса между разнонаправленными требованиями об отмене налоговых послаблений для одних корпораций и физических лиц и увеличения налогов для других. У многих республиканцев в Конгрессе есть собственные идеи, как реформировать налоговый кодекс США.
По словам налоговых экспертов, налог на корпорации в США является самым высоким среди 35 промышленно развитых стран, хотя по факту американские компании редко платят налоги по ставке 35%, поскольку имеют возможность вычесть расходы из доходов, прежде чем высчитывать налог. Некоторые успешные компании вовсе не платят налоги в США, сообщает voanews.com.
В то время как сегодняшняя “чрезвычайно” расплывчатая одностраничная презентация налогового плана Трампа имеет едва ли какие-то детали, – она даже не включала в себя диапазоны для трех категорий доходов, на основании которой рассчитывается подоходный налог, отмечают эксперты Committee for a Responsible Federal Budget (CRFB). Непонятно, сколько добавить налоговая реформа к размеру госдолга, приближающегося к $20 трлн.
Напомню, что за время правления Обамы он вырос почти вдвое. “Белый дом обнародовал принципы и основу для налоговой реформы. Мы приветствуем акцент, сделанный президентом на налоговой реформе, но в плане содержится более подробная информация о том, как администрация будет сокращать налоги, а не о том, во сколько обойдутся эти сокращения.С учетом того, что мы знаем до сих пор, план может стоить от $3 до $7 трлн в течение десяти лет – наша оценка базового сценария составляет $5,5 трлн в виде потери недополученных средств бюджета. Без адекватных зачетов налоговая реформа могла бы подтолкнуть Федеральный долг, наносящий ущерб экономическому росту, а не его стимулированию.