Как делят ваши пенсионные накопления
Посетил я на днях конференцию “Современные тенденции на рынке управления активами”. Попытался посмотреть на это мероприятие, как с точки зрения участника фондового рынка, так и будущего пенсионера. Послушал и еще более убедился: цели управляющих, частных инвесторов и государства, мягко говоря, не всегда совпадают. В чем противоречия? Например, инвесторы, хотят иметь большой доход, но не хотят рисковать, для управляющих главная задача – получить в управление как можно больше средств, а для государства – зарегулировать управляющих как можно жестче, чтобы “не бАловали” с собранными деньгами. Частенько они инвестируют их в проекты аффилированных компаний, имеющих очень сомнительную эффективность.
В центре внимания конференции была тема пенсионных накоплений. Речь идет о сотнях миллиардов рублей, которые управляющие с нетерпением ждут от населения в виде вложений в индивидуальные пенсионные счета в рамках очередного этапа пенсионной реформы (об этом можно прочитать здесь).
Конференция проводилась “Национальной ассоциацией участников фондового рынка” (о мероприятии – в заметке “Коммерсанта“) исключительно для профессионального сообщества, и обсуждались на ней соответствующие вопросы. Один из руководителей управляющий компаний заявил, что отрасль находится в кризисе, поскольку число участников рынка уменьшается, маржа бизнеса падает, так как растут издержки, в связи ростом отчетности для ЦБ (он мегарегулятор рынка с недавних пор). Кроме того, пенсионная реформа предполагает, что частью пенсионных средств будут управлять сами НПФ. То, есть, кусок пирога для независимых управляющих уменьшается.
По большому счету пенсионерам все равно, кто будет управлять их накоплениями, главное – чтобы они росли. Но действительность такова, что средства могут и исчезнуть, ведь лопаются же банки. Правда, система страхования вкладов компенсирует средства обманутых вкладчиков (в 2017 г. покрытие составляет 1,4 млн. руб). Аналогичную схему хотят внедрить и для пенсионных накоплений, но детали – пока туманны. Идет ли речь о рыночных рисках или о банальном хищении средств, не известно. С другой стороны, если управляющие должны компенсировать ущерб от рыночных колебаний – это нонсенс, замешанный на популизме. Рынок ходит вверх и вниз, колебания неизбежны. Бывают и очень большие колебания, как в 2007-2008 гг
Надо сказать, что волатильность российского рынка в разы больше, чем, например, американского. Тем не менее, вложения наших управляющих в зарубежные активы ограничены государством 20% от портфеля. При этом на западных биржах торгуются надежные и ликвидные бумаги всемирно-известных компаний. Почему ограничивают? Есть такое мнение, что в условиях дефицита внешнего финансирования – пенсионные деньги нужны нашей экономике. Это дешевый финансовый ресурс, к тому же – долгосрочный.
Но тут есть еще одна проблема. Пару раз выступающие отметили, что народ еще не оправился от шока кризиса 2008 г., поэтому вкладываться в акции особо желанием не горит. Слово ПИФ их пугает. До конца не отошли от эмоционального и финансового удара и сами управляющие. Директор пенсионного фонда Сбербанка рассказывала о риск менеджменте, аллокации активов и т.д. и т.п. При этом вот, в недавнем интервью упомянула, что вкладывает в акции в большей сложности не более 1%. Но тут встает вопрос – собственно, на чем зарабатывать то? Более половины средств под управлением НПФ Сбербанка вложены в корпоративные облигации российских эмитентов. По итогам 2015 г. доходность фонда составила 9,54%, в 2016 году — 9,4%. Вроде бы, не плохо. Но половину дохода съела инфляция. Конечно, говоря о вложения в акции, можно сделать скидку на нехватку качественных эмитентов. Но кто виноват? Это структурная проблема, за которую несет ответственность нынешняя власть.
Для сравнения, вложения в акции Правительственного пенсионного инвестиционного фонда Японии в 4 кв. 2006 г. составляли свыше 50% . Прибыль за квартал – 7%. Доля акций в портфеле Глобального Пенсионного фонда Норвегии (крупнейшего в мире, под управлением – более $915 млрд) – 62,5%. В прошлом году его доходность составила 6,9% в долларах. В портфеле фонда – акции более 9 тыс. компаний. Слово “глобальный” в названии означает, что он инвестирует только в иностранные акции. Да, инвестиции этих фондов также не застрахованы от падения. Например, в 2008 г. его портфель просел на 23%. Но за последние годы были не только компенсированы потери, но и приумножены инвестиции. Со времени создания в 1998 г. среднегодовая прибыль составила 5,8%.
Итак, вернемся к рискам. Можно было бы использовать определенные механизмы страхования, и за счет этого больше инвестировать в акции. Но, как заметил представитель управляющей компании “Россельхозбанка”, на рынке не стало нот на волатильность, позволяющий хеджировать позиции при падении рынка . Не помню точно, но выразился он что- то типа –зарабатывать на падении рынка противоречит политике государства (или регулятора). В общем, дурдом.
Однако большинство управляющих идут на риск, держа значительную долю портфеля в акциях. И за прошлый год прибыль некоторых из них превысила 20%.
В общем, тяжела жизнь российских финансовых управляющих. Как сказал один из них: продавцы (инвестиционных услуг) не понимают что продают, народ не понимает риски, а регулятор не понимает, что регулирует.
Управляющий директор по фондовому рынку “Московской биржи” Анна Кузнецова привела любопытный пример по итогам акции “анонимный клиент”. Ее обескуражил ответ представителя одной из УК на вопрос о том, сколько ему обойдется инвестирование в популярные западные фонды семейства iShares. Менеджер показал следующий прейскурант: 1,5% от объема сделки, 10% от прибыли, и еще 13% уйдет на уплату НДФЛ… Менеджер, конечно нафантазировал, но то, что наши брокеры и управляющие берут больше за свои услуги, чем их западные коллеги – это факт. Открою секрет: инвестируя через западного брокера, вы не будете платить ни за оборот, ни процент от прибыли. Только комиссию при покупке фонда в несколько долларов, ну и еще тариф управляющей компании – в среднем полпроцента в год от размера инвестируемой вами суммы. Ну, и конечно, подоходный налог.
Что делать в этих условиях, например, будущим пенсионерам? Если есть средства, инвестируйте сами – вдолгую и лучше, в зарубежные акции или ETF на (фонды) на основные мировые фондовые индексы и, предпочтительней – через зарубежного брокера . Не призываю вкладывать все пенсионные накопление за рубеж , хотя бы часть – чтобы не класть все яйца в одну корзину.