Morgan Stanley раскрыл подробности американского дефолта
Вопрос не в том, допустит ли Америка дефолт по своим финансовым обязательствам, вопрос в том, когда это произойдет, и кто окажется в потерпевших, пишет аналитик банка Morgan Stanley Арно Марэ (Arnaud Mares) в своей аналитической записке (36402437-MS-Default)
Напомню, что размер госдолга США превышает $13, 2 трлн., – это составляет примерно 83% от ВВП страны. При этом он увеличивается чуть ли не $1 млн. в минуту.
Правительства многих стран, пишет Марэ, испытывают структурные проблемы и являются неплатежеспособными по многим параметрам. Их дефолты только вопрос времени, а проигравшими в первую очередь станут держатели государственных облигаций.
Вопрос финансовой состоятельности государств возник не вчера. Еще перед финансовым кризисом многие правительства имели огромные дефициты и отрицательные бюджетные балансы. Размер взятых ими обязательств, включая социальные расходы, был намного больше их возможностей.
Программы стимулирования экономики по выходу из кризиса, спасения банков и финансовых компаний сделали эти диспропорции еще существенней. И до тех пор пока не произойдет значительных изменений в политике правительств, размер их госдолга будет расти. Ситуация усугубляется еще тем, что из-за финансового кризиса сократились поступления в бюджет от налогов. Кроме того растущая доля стареющего населения в развитых странах ведет к повышению социальных расходов в виде затрат на здравоохранение и пенсии.
Некоторые эксперты ссылаются на то, что после Второй мировой войны соотношение долгов многих стран к их ВВП было гораздо выше, чем сейчас. Поэтом ничего страшного не происходит, говорят они. Однако Марэ считает, что это сравнение неправомерно, поскольку сейчас ситуация с госфинансами в корне иная, чем 60 лет назад.
После Второй мировой войны страны участники союзной коалиции нарастили огромные долги из-за военных расходов. Однако затем необходимость их увеличения отпала. Ситуация разрешилась сама собой – никто не отказался гасить свои обязательства перед кредиторами, и в конце концов долги были выплачены.
Сейчас после выхода из рецессии многие страны по-прежнему вынуждены иметь высокий бюджетный дефицит даже, свернув программы мер фискального стимулирования. По мнению аналитика, причина дефицита имеет структурный характер, а не временный. По этому, заключает он, дефолт неизбежен.
Итак, помимо долга перед держателями гособлигаций, правительства имеют обязательства перед своими гражданами. Например, правительство США должно платить пенсии бывшим федеральным служащим, участникам программ медицинского и социального страхования. Марэ считает менее вероятной возможность отказа правительства исполнять свои обязательства перед бюджетниками. Поэтому в роли потерпевших окажутся держатели гособлигаций. Правда, по его мнению, наступление дефолта как такового, сопровождаемого прекращением платежей по основной сумме долга и процентам по нему, маловероятно.
Одним из способов разрешения долгового бремени является так называемое “финансовое принуждение” (financial oppression). Оно заключается в том, что правительство США с помощью мер регулирования заставит организации покупать свой долг на невыгодных условиях. В частности, до 80-ых годов прошлого века, до того как было либерализировано регулирование финансового сектора, правительство США заставляло участников рынка держать определенную часть их средств в своих облигациях.
Другой способ – выплата долга обесценившейся валютой. В частности, Йоахим Фелс (Joachim Fels), старший экономист отдела торговли инструментами с фиксированной доходностью Morgan Stanley, заметил, что в этом случае “проблема суверенного риска превращается в проблему инфляционного риска”.
Хотя современная история знает примеры полноценных дефолтов, есть и случаи “дефолтов” через девальвацию валют. В частности, Марэ ссылается на подобные случаи в США в 1934 г. и в США и Великобритании после окончания Второй мировой войны, и во Франции – после окончания двух мировых войн.
Комментарии
Комментировать
Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.