Кудрин отводит еще год спокойной жизни
Российские власти отошли от рискованной экономической политики с завершением выборного периода, однако откладывают системные решения на потом, чем усугубляют угрозу кризиса в будущем и отпугивают инвесторов, сказал экс-министр финансов Алексей Кудрин, связав подавленную волю к реформам с отсутствием конкуренции в политике.
“Мы находимся на грани стагнации. Рост в России меньше 3% – это стагнация. Сегодня не осуществляются в достаточном масштабе реформы, меры по улучшению инвестиционного климата, что пока вызывает чрезвычайную консервативность и осторожность инвесторов. Необходимого объема инвестиций Россия пока не получает, а без этих мер и не будет получать в ближайшие годы”, – цитирует Кудрина Reuters.
“Я не считаю, что это правительство готово будет проводить реформы того масштаба, которые необходимы… Пока я не вижу, чтобы правительство активно использовало окно возможностей”, – сказал Кудрин, оценив это окно в полсрока Путина – три года.
Он исключил свое возвращение в кабинет в его нынешнем виде, а вариант назначения главой финансового мегарегулятора в случае его создания назвал неинтересным ввиду того, что экономическую политику определяют президент и премьер-министр.
Кудрин ушел из правительства после ссоры с тогда еще президентом Медведевым из-за наращивания госрасходов, предупредив, что без отказа от части предвыборных обещаний придется поднимать налоги. Путин назначил уступившего ему Кремль Медведева премьером и поручил решить обе задачи разом: и обещания выполнить, и бюджет сбалансировать.
“Бюджетная политика стала более строгой, чем раньше. Раньше она была ошибочная, сейчас она стала более взвешенной. Последние два года после кризиса правительство с моим участием принимало много неправильных решений”, – похвалил Кудрин Медведева и Минфин.
РИСКИ
Пока не утвержденный жесткий проект бюджета – шаг в правильном направлении, но в целом проблемы экономики не решает, предупредил Кудрин.
“Структура бюджета не в полной мере соответствует целям экономики, приоритетам. Это следствие ранее принятых решений. Это завышенные социальные обязательства, существенный рост военных расходов”.
Кроме того, существенная часть обязательств бюджета, вытекающих из предвыборных обещаний, образуется за пределами трехлетнего горизонта бюджетного планирования, а источники их финансирования по-прежнему не ясны.
“Это один из самых главных недостатков. На шесть лет вперед правительство не определило источники исполнения. Поэтому у бизнеса и у всех остаются ожидания – а за счет чего? За счет увеличения налогов или за счет неувеличения расходов на дороги? Вот почему политика неопределенная”.
Еще одна хроническая болезнь государственных финансов – дефицит пенсионной системы – несет “громадный риск” стабильности, какие бы из обсуждаемых сейчас решений не были приняты, предупредил Кудрин.
“Сейчас они латают дыры в пенсионной системе на ближайшие несколько лет за счет отказа от фундаментальных элементов пенсионной системы и ее долгосрочной сбалансированности. Накапливание обязательств без подкрепления их в будущем ресурсами приведет в будущем к повышению налогов на фонд оплаты труда”, – сказал он.
“Решить проблему пенсионной системы можно только комплексно, за счет всех факторов, включая самый крупный, фундаментальный элемент – пенсионный возраст. Причем, подготовка, срок реализации некоторых из этих мер – 10-15 лет, то есть, если их не начать сегодня, через 10-15 лет мы будем иметь такие же риски”.
ГОД ПЕРЕДЫШКИ
Внешние риски, которые Кудрин до выборов называл в числе основных, на время отошли на второй план благодаря масштабным вливаниям денег в мировую экономику со стороны центробанков США и Европы, что должно поддержать цены на сырьевые товары.
“Возможно, что еще один год будет более-менее благоприятным”, – предположил обычно консервативный в прогнозах Кудрин.
“Эти меры поддержки отодвинут долговой кризис или его смягчат на ближайший год, но как только эти меры иссякнут, кризис может развиться”.
Если в результате этого кризиса цена на нефть упадет ниже $80 за баррель, ВВП России сократится на 3-4%, предупредил Кудрин. Только тогда придет время стимулировать экономику за счет казны, заочно возразил он сторонникам увеличения госинвестиций и вложения средств стабфонда в инфраструктуру ради оживления затухающего экономического роста.
“Не надо никаких сейчас принимать мер экстраординарных. Сейчас нужно заниматься инвестиционным климатом, облегчать максимально возможности инвестирования в России”.
“Что мешает? Отсутствие достаточной политической конкуренции, политической воли. Власти не отказываются, что они хотят содействовать и модернизации, и инвестициям. Но, по-видимому, недостаточно ощущают обратную связь с бизнесом и остроту сложившейся ситуации, недостаточно оценивают масштаб накопившихся проблем”, – сказал Кудрин, пытавшийся выступить в роли связного между властью и обществом на пике уличных протестов против нечестных, по мнению оппозиции, выборов прошлой зимой.
Власть на диалог не пошла, признал Кудрин. Следующей проверкой на готовность допустить политическую конкуренцию станут октябрьские региональные выборы:
“Самое главное – дать гарантии честности выборов. Даже несмотря на то, что выборы парламента через 4 года только, проведение открытых честных выборов парламентов субъектов федерации и губернаторов существенно оздоровило бы общественно-политическую обстановку”, – сказал Кудрин.
“Пока я не вижу заметного движения в эту сторону”, – добавил он.