Кризис зоны евро: потери неизбежны
В последние три дня главы EC ломали голову, как спасти Европу и мир от кризиса. Задача, надо сказать, титаническая, принимая во внимания его глубину и различия в подходах. О чем шла речь, и какие вопросы предстоит решить, можно узнать из пространного материала Reuters. А что в итоге получилось – станет ясно в среду, на следующем саммитте ЕС.
Лидеры Евросоюза в воскресенье, проспорив нескольких часов по поводу плана действий в формировании стратегии выхода из кризиса, не добились большого прогресса, несмотря на давление со стороны международных партнеров и финансовых рынков, призывавших их к решительным действиям.
Президент Франции Николя Саркози, требовавший использовать неограниченные активы Европейского центрального банка для борьбы с кризисом суверенных долгов зоны евро, уступил в воскресенье непримиримой немецкой оппозиции в этом вопросе.
Он признал, что предложение Франции увеличить полномочия Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), превратив его в банк, и позволив занимать у ЕЦБ, было обречено на тот момент, потому что ни Германия, ни EЦБ не готовы согласиться с этим.
“Ни одно решение является жизнеспособным, если не имеет поддержки со стороны всех европейских институтах”, – заявил французский лидер на совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель.
Меркель заявила, что сейчас обсуждаются только два варианта действий по привлечению 440 млрд евро ($ 600 млрд) фондом спасения, и ни один из них не предусматривает участие ЕЦБ.
Представители еврозоны заявили, что решение, вероятно, будет представлять собой комбинацию предоставления частичных гарантии для покупателей новых итальянских и испанских облигаций и создания специального органа при участии МВФ по привлечению средств от крупных развивающихся стран, таких как Китай.
Единственным ощутимым шагом вперед было согласование министрами финансов механизма рекапитализации банков Европы, чтобы помочь им справиться с возможными потерями от инвестиций в греческий долг и суверенные облигации других стран еврозоны.
Много времени было потрачено на процедурные споры с представителями Великобритании и Польши, требующими, чтобы все 27 стран ЕС, в том числе 10, которые не находятся в зоне евро, в полной мере участвовать в борьбе с кризисом. Это стало причиной для созыва еще одного саммита ЕС в среду вечером.
На фоне растущего беспокойства в Вашингтоне, Пекине и других столицах по поводу потенциального ущерба глобальной экономике, у руководителей EC есть четыре дня, чтобы выработать всеобъемлющую стратегию по прекращению кризиса, который начался два года назад в Греции.
Они стремятся договориться о снижении долговой нагрузки Греции, укреплении европейских банков, совершенствовании экономического управления еврозоны, и повышении потенциала EFSF, чтобы предотвратить распространение кризиса на большие государства союза. Но каждый из этих вопросов сопряжен с трудностями.
После семи часов переговоров Меркель заявила журналистам, что решения, ожидаемые в среду, не будут последним шагом по преодолению кризиса. Прежде она должна получить одобрение от правоцентристской коалиции по поводу последней серии все более непопулярных в Германии мер спасения.
Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей признал франко-германские различия, но сказал: “Мы работаем в духе компромисса”
Лидеры ЕС оказали давление на Италию с целью ускорить экономические реформы, чтобы избежать развития греческого сценария, и премьер-министр Сильвио Берлускони согласился с этим, сказал Ван Ромпей.
Меркель и Саркози начали вчерашний день с 30-минутной беседы с Берлускони, чтобы подчеркнуть то, как выразился немецкий источник в правительстве, “насущную необходимость надежных и конкретных реформ в странах зоны евро”.
Меркель предупредила в своем выступлении в субботу, что если долг Италии останется на уровне 120% от ее валового внутреннего продукта, то не будет иметь значения, “как высоки защитные стены”, поскольку это не поможет вернуть доверие рынков.
Министры финансов достигли прогресса на подготовительных заседаниях в пятницу и субботу, договорившись выделить Греции очередной спасительный транш в 8 млрд евро и убедить частных держателей облигаций Греции списать большую часть ее долга.
Они также договорились в принципе о размерах докапитализации банков Европы, которым, как считают банковские регуляторы, необходимо чуть более 100 млрд евро, чтобы помочь перенести убытки по суверенным облигациям.
Документ, подготовленный министрами, который получил Reuters, описывает возможные схемы гарантий, которые обеспечили бы банкам надежный доступ к финансированию в условиях, когда многие из них будут отрезаны от источников межбанковского кредитования.
Также обсуждалось, как сделать долговое бремя Греции более управляемым, и как увеличить фонд для защиты Италии и Испании, третьей и четвертой по величине экономик еврозоны, от потрясений на рынках облигаций, которые заставили Грецию, Ирландию и Португалию прибегнуть к кркедитам ЕС и МВФ.
Рынки озабочены тем, что греческий долг, который по прогнозам может достичь 160% ВВП в этом году, должен быть реструктурирован, но инвесторы не знают, какой ущерб это нанесет их греческим портфелям.
Исследование устойчивости долга показало, что потери в размере 50-60% для частных держателей облигаций сделают долги для Греции более приемлемыми в долгосрочной перспективе. Высокопоставленный немецкий банкир, близкий к переговорам сказал, что банкам было предложено списать 40% греческого долга.
В договоренностях с инвесторами от 21 июля речь шла о 21% потерь. Некоторые чиновники задаются вопросом, можно ли достигнуть новых параметров добровольно либо только через дефолт, который приведет к потрясениям на рынках
Опрошенные Reuters, на прошлой неделе экономисты – многие из них из европейских банков – заявили, что по их ожиданиям, частным инвесторам будет предложено взять на себя потери в размере около 50% греческого долга.
Тем временем чиновники еврозоны говорят, что рецессия в Греции гораздо глубже, чем ожидалось. Страна отстает от графика приватизации, а налогово-бюджетные показатели и рыночные условия ухудшились в последние три месяца. Греческие чиновники опасаются, что население начнет закрывать вклады в госбанках, являющимися крупнейшими держателями госдолга, если не будет аккуратно проведено списание долгов с целью восстановления их платежеспособности.
Еще одна обсуждаемая идея касается создания механизма специального назначения совместно с МВФ, который позволял бы развивающимся странам и государственным инвестиционным фондам покупать облигации правительств еврозоны. Однако некоторые чиновники ЕС не хотят, чтобы Китай получил большие полномочия в европейских делах.
Комментарии
Комментировать
Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.