Китайский проект Газпрома: “то ли блеф, то ли глупость”
Главным результатом Петербурского экономического форума, завершившегося на выходных, является отсутствие результата по главному проекту – соглашению о поставках российского газа в Китай. Получился конфуз, поскольку главным образом для этого в Москву и Питер приезжал китайский премьер.
Предполагалось, что “Газпром” и китайская компания CNPC окончательно договорятся о поставках ежегодно в течение 30 лет почти 70 млрд кубометров газа в Китай. Однако вопрос цены стороны так и не решили. Участники переговоров не раскрывают обсуждаемые ценовые параметры. Но по данным партнера агентства RusEnergy Михаила Крутихина, китайское предложение составляет $165-180 за тысячу кубометров.
По подсчетам аналитиков “Газпрома”, для самоокупаемости, не говоря уже о прибыли, газ на китайской границе должен стоить $220-230 за тысячу кубометров.
Эндрю Нэфф, аналитик по энергетике IHS Global Insight, полагает, что обсуждаемые цены выше: Россия настаивает на цене не ниже $300 за тысячу кубометров, Пекин же готов платить не больше $250.
“В 2009-2010 Китай смог обеспечить себя поставками углеводородов с Ближнего Востока и из Средней Азии, особенно из Казахстана”, – говорит Антон Рахманов, управляющий директор УК “Тройка Диалог”.
Два года назад Китайский банк реконструкции и развития выдал кредит в $10 млрд. и в обмен получил от компании PetroKazakhstan доступ к одному из крупнейших месторождений нефти в Казахстане.
“Газпром” собирается поставлять газ в Китай по двум направлениям. “Алтайский” проект, по поводу которого пока только ведутся переговоры с китайцами, по замыслу должен пройти между монгольской и казахской территориями, пересечь отрезок российской границы и соединиться с китайским газопроводом, который идет из Средней Азии в сторону индустриальных районов Китая – на восток страны. В свою очередь дальневосточный маршрут должен войти в районе Владивостока и обеспечить газом северо-восточные регионы Китая. Причем этот газопровод, возможно, в конце текущего года уже будет сдан в эксплуатацию.
Недавно Михаил Крутихин заявил в интервью РБК, что необходимость в этих масштабных и, безусловно, дорогостоящих проектах, затеянных российским газовым монополистом, вызывает большие сомнения.
Обосновывая свою позицию, Крутихин привел следующие расчеты. По статистике китайской государственной нефтегазовой корпорации, в 2020г. КНР потребуется 300 млрд куб. м газа. Для Китая это будет примерно 10% потребностей в энергоносителях.
Сейчас газ удовлетворяет меньше 4% потребностей Китая, а добывают в стране примерно 80 млрд куб. м в год. “Из чего сложится цифра в 300 млрд куб. м в 2020г.? Китайцы вполне законно рассчитывают, что они смогут добывать собственный газ в объеме 200 млрд куб. м. Это вполне реалистичная цифра, поскольку сейчас идет очень мощный “накат” на газовые компании, чтобы они усилили добычу газа не только из традиционных горизонтов, но также из так называемых слабопроницаемых пород. Еще 20-30 млрд куб. м в год КНР обеспечит за счет разработки газа, находящегося в угольных пластах”, – сообщил эксперт. По его словам, уже к 2014 г. мощность всех китайских терминалов по приему сжиженного газа достигнет примерно 70 млрд куб. м в год. “И давайте прибавим Среднюю Азию, где Китай сейчас ведет переговоры о том, чтобы 60 млрд куб. м или даже больше получать из Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Переговоры ведутся, соглашения подписываются, третья нитка газопровода оттуда уже строится”, – пояснил партнер агентства Rusеnergy, добавив, что у самих китайцев есть убежденность, что уже к 2015 г. никакого дефицита на газовом рынке КНР не будет.
Крутихин утверждает, что Китай честно называет упомянутые выше цифры. Поэтому трудно дать логичное объяснение восточной политике Газпрома. “То ли это блеф какой-то, то ли глупость – я никогда не исключаю фактор глупости, то ли это какие-то другие побуждения”, – высказал он предположения на этот счет.
Комментарии
Комментировать
Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.