Как выборы в Великобритании отразятся на брекзит

Перспективы, того, что позиции британского премьера Терезы Мэй серьезно ослабнут после выборов вызывают ужас в ЕС в то время, как переговоры по брекзит должны начаться 19 июня, пишет Financial Times.

Европейские лидеры с недоумением наблюдали за тем, как их тщательно продуманные планы переговоров столкнулись с непредсказуемым британским избирателем после того как экзит-полы показали, что г-жа Май не смогла преодолеть 326-местное препятствие для формирования правительства большинства.

“На самом деле нас мало волнует большинство, суть в том, что в любом случае это крушение поезда, независимо от ее большинства”, – сказал один из сотрудников Европейской комиссии.

Карл Бильдт, бывший консервативный министр иностранных дел Швеции, написал в Twitter: “Ближайшие годы могут стать очень сложными для Соединенного Королевства. Риск наступления одного хаоса следует за другим. Это цена, которую нужно заплатить за отсутствие настоящего руководства”.

Политическая суматоха вряд ли изменит основные политические позиции ЕС, но в случае отсутствия единства в парламента чиновники в Брюсселе не будут знать, с кем им вести переговоры, когда они будут готовы, или, если политика будет соответствовать той, которую Мэй собиралась проводить до выборов.

“Мы не радуемся неопределенности, – сказал чиновник, занимающийся подготовкой на стороне ЕС. -Это усложнит ситуацию”.

С практической точки зрения ЕС будет открыт для предоставления Вестминстеру времени для формирования правительства, будь то несколько недель или пара месяцев. Но, если в парламенте настанет патовая ситуация, вряд ли он будет готов продлить сроки.

Двухлетний срок (период выхода из брексит) действия статьи 50 – 29 марта 2019 г, скорее всего, сохранится. Франция и Германия не хотят, чтобы сага затянулась после европейских выборов в 2019 г. Раздражение Лондоном росла после того? как кампания сопровождалась, жесткой анти-европейской риторикой.

ЕС, возможно, придется приспособиться к другому стилю взаимодействия с британцами, как только они будут готовы.

Все приготовления Мишеля Барнье, переговорщика ЕС по брексит, основывались на британском подходе, который предполагает выход из общего рынка, таможенного союза и установление  контроля на иммиграцией.

Мартин Сельмайр, глава штаба президента Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, заявил Politico в прошлом месяце: “Нам нужен очень сильный переговорщик, который объединяет за собой всю страну. Я убежден, что британцы, прагматичный и народ, и начнут переговоры без задней мысли”.

Слабые результаты выборов создают для Мэй замешательство вокруг переговоров по брекзит. Встает вопрос, позволит партия премьер-министра, деморализованная плохой избирательной кампанией, привести страну к переговорам .

Даже если премьер-министр выживет, она будет более уязвима к давлению того, что Дэвид Кэмерон – ее предшественник – назвал “крайностями»”в своей партии, в том числе – некоторых евроскептиков, которые предпочли бы, чтобы миссис Мэй не смогла заключить сделку.

Некоторые министры Тори в частноом порядке обсуждали, что в этом году, возможно, должны быть другие британские выборы, создавая вакуум, как только начнутся переговоры с ЕС.

Если бы такой опрос имел место, оппозиционная лейбористская партия могла бы бороться под лозунгами более “мягкого” брекзит, в том числе, возможно, оставаться в едином рынке, возможно, создавая общий блок  с проевропейскими либерал-демократами.

Если следующее правительство Великобритании передумает выйти из таможенного союза, это можно легко утрясти в переговорных планах, установленных комиссией.

Большее беспокойство в союзе вызвала бы небольшая вероятность того, что британский премьер-министр попросит остаться на одном рынке с некоторыми специальными мерами по ограничению свободного передвижения. Это бы стало испытанием на прочность фундаментальные принципы союза, повысив опасность разногласий между его членами.

По большей части, однако, на этом раннем этапе дипломаты ЕС видят возможный рост шансов на более мягкий брекзит, вместо того, чтобы увеличивать вероятность неуправляемого, жесткого выхода без соглашения. “Для меня это единственный путь, – сказал один дипломат ЕС из северного государства-члена. Они не могут занимать более жесткую позицию по сравнению с тем, откуда они начали”.

Северная Ирландия – еще одна главная проблема. ЕС увидит политический риск для брекзита, если партия демократического юнионизма будет играть важную роль в любой правительстве меньшинства.

Предоставление ведущей юнионистской партии Северной Ирландии важной роли в любой коалиции могло бы связать руки переговорщикам Британии по чувствительным вопросам над границей, а также еще больше усилить политическую напряженность с республиканцами.

Комментарии

Комметирование закрыто.