Испанские технологиии выхода из крииса

По опубликованным в конце апреля официальным прогнозам, в 2014 году ВВП Испании вырастет на 1,2%, при том, что во времена кризиса с 2008 по 2013 год он ежегодно падал на 2-4,4%. Уровень безработицы, который еще недавно составлял 27,2% трудоспособного населения, к концу года, по данным экспертов, опустится до 24%. Ну а дефицит госбюджета Испании составит 5,5%, для сравнения: в 2012 г – 10,6%.  Эти данные позволили премьер-министру Мариано Рахою заявить 2 мая, что “ситуация в Испании улучшается”. При этом он напомнил, что изменения стали возможны “благодаря комплексу мер”, принятых его правительством.

Грани кризиса
“Испанская модель выхода из кризиса подразумевает строжайшую бюджетную экономию, реформы в сфере производства и в банковской системе, а также повышение конкурентоспособности и активное продвижение на мировом рынке испанских товаров и услуг”, – заявил DW профессор экономики Мадридского университета Висенте Гутьеррес. Он пояснил, что глубокий и затяжной кризис в Испании стал следствием “мировых финансовых неурядиц”. Они особенно болезненно сказались на строительной отрасли, которая была в течение 10 лет локомотивом испанской экономики. “Крах отрасли повлек за собой разорение других сфер хозяйства, нанес тяжелый удар по финансам страны”, – отметил эксперт.

Профессор Гутьеррес утверждает, что в результате кризиса Испания оказалась в 2012 г “на грани дефолта и социальных потрясений”. Рост бюджетного дефицита, вызванный сокращением налоговых поступлений, спровоцировал утрату доверия международных финансовых кругов. “Страна фактически утрачивала доступ к рынкам долговых обязательств. Под угрозой оказалась выплата зарплаты бюджетникам, пенсий, пособий по безработице”, – вспоминает он. Испанию охватили массовые забастовки трудящихся, протестные движения молодежи, сопровождающиеся уличными беспорядками.

Экономия и реформы
“Первым условием для преодоления кризиса стала бюджетная экономия, – продолжил Висенте Гутьеррес. – И речь шла не только о том, чтобы меньше тратить денег, которые отныне приходилось брать взаймы под крайне высокий процент, но и доказать мировому сообществу, что власти страны способны исправить ситуацию”. Только так правительство могло рассчитывать на финансовую помощь извне, в которой остро нуждалось. На четверть были урезаны бюджеты министерств и ведомств, на 8 процентов – зарплата госслужащих. Были заморожены пенсии, сокращены ассигнования на здравоохранение и образование, закрыт или приватизирован ряд госпредприятий.

Другая составляющая испанской модели выхода из кризиса, по словам эксперта, – “коренные реформы в сфере производства” с целью повысить его конкурентоспособность. В частности, в стране было реформировано в сторону либерализации трудовое законодательство: облегчена процедура открытия новых предприятий, найма и увольнения, внедрена немецкая система Mini jobs, позволяющая привлекать работников на неполную рабочую неделю в зависимости от потребностей производства. “В Германии также была заимствована система дуального образования, позволяющая готовить высококвалифицированные рабочие кадры”, – отметил Висенте Гутьеррес. Начинающие предприниматели получили льготы по налогообложению.

Своеобразным символом восстановления Испании после кризиса стал сбербанк Bankia, рассказал другой собеседник DW – аналитик испанского Центробанка Хосе Луис Санс. “В свое время Bankia, как и многие другие банки, увлекся финансированием строительства, а в кризис в его активах вместо денег оказалась отторгнутая у неплательщиков – строительных компаний и частных владельцев – недвижимость, быстро реализовать которую не представлялось возможным”, – отметил Санс. Финансовая поддержка Евросоюза, предоставившего испанской банковской системе кредит в 44 миллиарда евро, “позволила сбербанку восстановить свою нормальную деятельность”.

Одновременно, по словам аналитика, банк проводил политику жесткой экономии, которая выражалась в сокращении отделений и персонала, а также снижении окладов руководящих кадров. “Более активной стала система привлечения вкладчиков и одновременно более жестко проводится кредитная политика – деньги выдаются юридическим и частным лицам лишь после тщательной проверки их платежеспособности”, – говорит эксперт. В результате Bankia, который еще 2 года назад считался банкротом, в первом квартале 2014 г. получил 187 миллионов евро чистой прибыли – за год его доход увеличился на 152,5%.

Туризм и экспорт – слагаемые антикризисной модели

Индустрия иностранного туризма и отдыха, основная отрасль испанской экономики, пережив кризис, также “стала составляющей возрождения”. Как рассказала Мария дель Кармен Мартинес, сотрудница крупнейшего туристического агентства El Corte Ingles, кризис отрасли в последние годы был вызван “уменьшением поездок западноевропейцев”.

Тот факт, что в 2013 г. Испанию посетило рекордное число иностранцев – 60,6 миллиона человек, в том числе 1,5 миллиона из России, а доход от туризма составил 45 миллиардов евро, объясняется “повышением конкурентоспособности отрасли” – это касается как гостиниц и ресторанов, так и транспорта и развлекательных учреждений.

Профессор Висенте Гутьеррес добавил, со своей стороны, что “еще одно слагаемое испанской модели выхода из кризиса – увеличение экспорта товаров и услуг”. Экспорт готовой продукции в прошлом году увеличился на 8,5%. Речь идет о широком спектре товаров – от автомобилей и промышленного оборудования до продовольствия и швейных изделий на сумму в 42,2 миллиарда евро.

Ну а многие испанские строительные компании уцелели в кризис и сейчас процветают “именно благодаря зарубежным подрядам”. Речь идет о таких крупных проектах, как реконструкция Панамского канала, строительство метро в Эр-Риаде (Саудовская Аравия), железной дороги на Урале и других, отмечает DW.

 

 

Комментарии

Комметирование закрыто.