ФРС подвело воображение
Чиновники Федеральной резервной системы США в 2007 году сильно недооценили масштаб надвигающегося финансового кризиса, который вверг американскую экономику в глубочайшую рецессию со времен Великой депрессии, следует из стенограмм заседаний того времени, опубликованных в пятницу.
Заседания проходили в то время как США оказалась на грани своего худшего финансового кризиса со времен 1930-х годов. Начиная с сентября 2007 года ФРС сокращал процентные ставки и принял чрезвычайные меры, чтобы попытаться ослабить кредитный кризис и укрепить доверие к банковской системе. Одновременно усугубился кризис на рынке недвижимости. Цены на жилье упали, а ситуация с ипотечными долгами ухудшилась.
По мере роста дефолтов по ипотеке банки и хедж-фонды, которые вложили большие средства в ипотечные бумаги, начали ощущать на себе груз проблемных активов. Многие испытывали сложности с кредитами для текущих операций. Они появились в самых крупных финансовых компаниях. Усилились опасения, что банковская система США рухнет.
На заседании ФРС 30 октября 2007 года Джанет Йеллен, президент Федерального резервного банка Сан-Франциско, отметила, что экономика столкнулась с повышенным риском. Но она не предвидела ничего ужасного. “Я думаю, что наиболее вероятным исходом будет медленное движение экономики к мягкой посадке”, – заявила она тогда.
Йеллен была не одинока в своих взглядах. На том же заседании председатель ФРС Бен Бернанке отметил, что сектор жилья слаб, а промышленность испытывает замедление, но в целом он излучал оптимизм. “За исключением этих секторов, экономика вполне стабильна”, – отметил Бернанке.
Ранее в том же октябре Dow Jones Industrial Average достиг исторического максимума на уровне 14164 пунктов, что почти на 4% ниже сегодняшнего состояния индекса .
На заседании в октябре Тимоти Гайтнер, в то время президент Федерального резервного банка Нью-Йорка, а ныне министр финансов, заявил: “Финансовые рынки сбалансированы, а паника отступила”.
К декабрю экономика погрузилась в рецессию, которая официально продлится до июня 2009 года. Пять лет спустя, экономика еще не полностью восстановится.
ФРС не стала в пятницу прокомментировать обсуждение стенограмм.
Во многих местах стенограммы иллюстрируют то, что и так было давно понятно: ФРС, как и большинство других регуляторов и экономистов, слишком медленно осознали масштабы проблем на рынке жилья, финансового кризиса и состояния экономики.
Многие аналитики, в том числе рейтинговых агентств, которые дали ипотечным бумагам высокие рейтинги, также жестоко просчитались с последствиями ипотечного кризиса.
Экономический рост резко замедлился в первом квартале 2007 года до уровня ниже 1%. А в июле и августе работодатели сократили рабочие места впервые за четыре года.
ФРС не стала снижать процентные ставки на встрече 7 августа. После этого заседания она выступила с заявлением о том, что угроза росту лишь “несколько повысилась”. Стенограмма этой встречи показывает, что некоторые чиновники ФРС считали, что самая большая угроза, стоящая перед экономикой была нее слабость, а инфляция, которая оставалась низкой в течение 2007 года, как впрочем, и до сих пор.
Через несколько дней после этой встречи BNP Paribas, крупнейший банк Франции, объявил, что замораживает активы трех фондов, которые инвестировали в проблемные ипотечные активы США. Этот шаг спровоцировал страх на мировых рынках.
Десятого августа ФРС провела первую из трех чрезвычайных телеконференций, на которых обсудила вероятность кризиса. В этот день политический комитет принял объявил, что закачает $19 млрд в финансовые рынки. Эти деньги были предназначены, чтобы унять страхи на Уолл-стрит и снизить проценты на кредитных рынках.
Спустя неделю ФРС провела экстренное совещание, чтобы снизить свою “ставку дисконтирования” – по которой он ссужает чрезвычайные кредиты банкам. Затем в сентябре ФРС сократила ключевую краткосрочную процентную – впервые с 2003 года на половину процентного пункта с 5,25% до 4,75%. ФРС снижала ставку еще дважды в 2007 году по мере обострения финансового кризиса и довела ставку по краткосрочным кредитам до уровне 4,25% к концу года.
В октябре на заседании члены ФРС выразили некоторое облегчение: кризис, как представляется, удалось сдержать, по крайней мере, на время. ФРС ссылалась на стабилизацию на финансовых рынках и устойчивый рост во 2 кв.
Бернанке же признал, что наблюдается “необычная степень неопределенности” вокруг экономических прогнозов ФРС . Однако он заявил, что нет признаков того, что кризис перекинулся с рынка жилья на экономику в целом.
На декабрьском заседании члены ФРС представили свои экономические прогнозы на 2008 и 2009 годы. Они отметили, что в 2008 году экономика замедлится, но избежит рецессии. Рост между тем по прогнозам восстановится в 2009 году.
Даже когда Бернанке выразил озабоченность по поводу рынка кредитования и качества недвижимости, находящейся в залоге, он предсказал на декабрьском совещании, что ни один крупный банк не падет.
“В итоге, хотя я и не ожидаю неплатежеспособности или несостоятельности среди крупных финансовых институтов, они, безусловно, будут более осторожны в своих действиях”.
На этом же заседании ФРС экономист Дейв Стоктон, сказал, что складываются “довольно безопасные прогнозы для экономики”.
Как выяснилось, Стоктон и его коллеги здорово ошиблись. Экономический рост сократился по итогам последующих пяти из шести кварталов. Экономика потеряла 870 тыс рабочих мест в 2008 и 2009 годах. Уровень безработицы, который составлял 5% в декабре 2007 года, резко возрос в течение следующих двух лет и достиг 10% в октябре 2009 года.
С тех пор Бернанке неоднократно признавал, что восстановление оказалось удручающе медленным. Безработица остается высокой – 7,8%. Экономический рост – слабым, около 2% в год в течение последних трех лет.
В то время прогнозы Стоктона не намного отличались от предсказаний большинства независимых экономистов.
В марте 2008 года инвестиционный банковский гигант Bear Stearns был спасен с помощью ФРС. Осенью ипотечные гиганты Fannie Mae и Freddie Mac отошли под контроль правительства. В сентябре 2008 года крах Lehman Brothers послужи отправной точкой полномасштабного финансового кризиса.