Европе предстоят новые испытания
Слишком рано считать, что проблема суверенных долгов в Европе сошла на нет после того как держатели облигаций согласились списать Греции значительную часть долга в обмен на новые обязательства, и взамен Афины получили еще 130 млрд евро, необходимых, чтобы избежать дефолта. Помог и Европейский центробанк, продолживший скупку испанских и итальянских долгов, чтобы сдержать расползание кризиса на другие страны. Однако предстоящие выборы в Европе ставят под вопрос политику преемственности антикризисных мер.
Инвесторы остались довольны предпринятыми шагами. Биржевые фонды, инвестирующие в фондовые рынки европейских стран, показали с начала года впечатляющие успехи. IShares MSCI Ireland (EIRL) прибавил почти 23%, Global X FTSE Greek 20 (GREK) вырос на 17,68%, IShares MSCI Italy (EWI) – 12,68%, iShares MSCI France (EWQ) – 14,12%, а iShares MSCI Germany (EWG) – 23,2%. Однако на европейском горизонте замаячили новые проблемы, способные подорвать хрупкую стабильность, установившуюся в результате антикризисных мер.
В Греции и Франции весной пройдут выборы, которые явятся своего рода тестом приверженности правительств этих стран к проведению жестких мер экономии. Кроме того в Испании и Италии уровень недовольства достиг накала после того, как эти меры привели к замедлению ВВП и росту безработицы.
Многие экономисты считают, что еврозона столкнется с мягкой рецессией в этом году. Впрочем, даже она способна нанести существенный вред, прежде всего, экономикам небольших восточно-европейских стран, зависящим от экспорта. К тому же, она затруднит для проблемных стран еврозоны возможности по снижению бюджетного дефицита, поскольку поступления налогов в этих условиях снижаются.
Дальнейшие антикризисные меры правительств, как то, сокращение числа госслужащих, приватизация, могут вызвать протесты граждан, обеспокоенных снижением доходов и ростом безработицы. В частности, ее уровень в зоне евро превышает 10%, а в Греции и Испании – 20%.
Намеченные на апрель в Греции парламентские выборы могут отвлечь правительство от реализации мер бюджетной экономии, которые послужили условием предоставления спасительных кредитов.
А во Франции Николя Саркози испытает серьезный вызов со стороны кандидата социалистов Франсуа Холланда на майских выборах. Тот предлагает частично отказаться от жесткой фискальной дисциплины в ЕС, инициаторами которых выступили Саркози и Меркель.
Аналитики предупреждают, что велики шансы на то, что, если в Европе разразится финансовый кризис, он может подорвать восстановление мировой экономики. Прошлой осенью случился его очередной рецидив после того как греческий премьер предложил провести референдум о целесообразности членства Греции в зоне евро, а итальянский премьер Берлускони попытался повернуть вспять реализацию антикризисных мер. На этом фоне инвесторы начали избавляться от акций, а доходность по итальянским облигациям достигла уровня несопоставимого с возможностями бюджета, поставив третью по размеру экономику Европы на грань дефолта.
В общем, в очередной раз Европа повисла над финансовой бездной. Однако вскоре лидеров Греции и Италии сменили технократы, взявшие на себя бремя сокращения бюджетных расходов, а ЕЦБ пошел-таки на скупку облигаций проблемных стран, чтобы стабилизировать стоимость заимствований. После этого правительство Греции пошло на радикальное снижение зарплат госслужащих, а Италия и Испания согласились на проведение реформ, чтобы повысить эффективность национальных экономик и рынка труда. Теперь остается наблюдать, насколько последовательны будут правительства Европы в реализации своих антикризисных обещаний после выборов.