Долги “Трансаэро” могут стать неподъемными для “Аэрофлота”
Вчера Сергей Алексашенко на “Эхе” коснулся темы покупки “Аэрофлотом” находящейся в предбанкротном состоянии компании “Трансаэро”. Очень интересная картина вырисовывается из его повествования. Привожу цитаты целиком.
“Вообще бизнес авиационных перевозок это не добыча нефти. И там прибыли очень мало. Потому что пассажиры, я когда в Аэрофлоте был в совете директоров, это отличная компания. Вот пассажиры ей мешают. Вот если бы пассажиров не было, то было бы так все замечательно. Пассажиры, приличное слово найти, — они не лояльные. Они все хотят куда подешевле улететь. Вот смотрите, самолеты в принципе все одинаковые. Есть Боинги, есть Эйрбасы. Одни чуть постарее, другие чуть поновее. Но в принципе самолеты у всех одинаковые. Пилоты летают примерно все одинаково.
То есть, в принципе для пассажира особой разницы нет, на чем лететь. Если он может сэкономить 50 долларов, то он это делает с радостью. Если он может сэкономить 100 долларов, то еще больше. И соответственно бизнес поэтому очень низкорентабельный. То есть посмотрите на американские авиакомпании за последние 40 лет, они все прошли через банкротство. А кто и не через одно. Банкротились, много авиакомпаний как в России, рынок примерно такой.
Трансаэро в моем понимании компания, которая 25 лет существовала и при этом никогда не имела стратегии развития. Потому что если посмотреть, что она делала, она развивалась долгие годы за счет того, что летала, брала самые что называется лакомые куски, туристические направления, куда массовый поток, ставили туда большие самолеты Боинг 747, и летала. И возила, продавала чартеры. Для потребителя очень хорошо. Летай на все курорты, цены низкие. Но дальше компания на самом деле работала в убыток. И, начиная с кризиса 2008 г, там она со своей отчетностью много что вытворяла. Много было всяких интересных вещей. После кризиса 2008 г. вместо того, чтобы как-то собраться, подумать, ужаться, они решили, а мы всех сейчас шапками закидаем. И еще больше у нас будет самолетов и еще больше будет направлений. Соответственно взяли самолеты в аренду, взяли на себя новые финансовые обязательства, аренда либо очень дорогая в рублях либо в валюте, а тут еще один кризис. И летают же российские туристы, они же не возят иностранцев. А у них у российских туристов кризис в стране случился.
Доходы упали на 10%, реальные доходы. А туристические поездки подорожали в два раза за последний год. Ну просто из-за курса валют. Народ стал просто резко меньше ездить за границу. Ну естественно те компании, которые возят только на туристические направления, они рухнули. Ну не рухнули, а попали в тяжелую ситуацию.
Если посмотреть на компанию Трансаэро, она последние, я два года смотрел, 2013-14 работала с убытком. При этом компания имеет на начало этого года 160 млрд. рублей долгов, практически от всех… Для сравнения Аэрофлот, который в 1,5-2 раза больше в самые хорошие годы я посмотрел 2011-12-13 год зарабатывал в среднем 9 млрд. рублей прибыли. То есть если сейчас то, что хочет правительство повесить этот долг на Аэрофлот, то на 160 млрд. рублей. (Кстати, Греф вчера заявил, что долг составляет 250 млрд.!). если даже просто по 5% годовых платить, то это будет 8 млрд. рублей. Это будет вся прибыль Аэрофлота в лучшие годы съедаться. Вот если правительство хочет действительно у нас обанкротить Аэрофлот, то это самый лучший способ.
По большому счету мне сильно напоминает сделку пятилетней давности, когда банк ВТБ купил Банк Москвы. Они тоже так пришли чиновники, сказали, а чего, давайте купим. Бац, купили. А потом федеральный бюджет 300 млрд. рублей – опа, и выделил. А сейчас выяснилось, что 300 млрд. мало, еще нужно 150 добавить”.