Американский потребитель помог с рабочими местами
Рост занятости в потребительском секторе обеспечил львиную долю новых рабочих мест в США в прошлом месяце, но приближение “финансового обрыва” может ослабить этот фактор в ближайшем будущем.
Количество рабочих мест в ноябре в США выросло на 146 тыс. Это гораздо лучше, чем ожидалось, поскольку были опасения, что ураган Сэнди ослабит рост занятости.
Вместе с тем статистика за предыдущие два месяца была пересмотрена в сторону снижения на 49 тыс.
В ноябре уровень безработицы в США упал до четырехлетнего минимума, до 7,7% с 7,9% Уровень неполной занятости упал до 14,4%. Однако все эти достижении были достигнуты, благодаря общему сокращению доли работоспособного населения в США на 350 тыс . Она снизилась с 63,8% до 63,6% . Если бы доля работоспособного населения осталась на прежнем уровне, то безработица составила бы 11%. Примерно такой ее уровень был зафиксирован в декабре 2007 г., т.е. в самом начал рецессии.
Если бы не страшилки по поводу “бюджетного обрыва” и ураган Сэнди, рост числа рабочих мест в прошлом месяце, возможно, был бы приблизительно 200 тыс, полагает Аллен Синай, главный экономист Decision Economics. Он видит в ноябрьских достижениях на рынке труда больше положительного. Однако, принимая во внимание бюджетные и долговые проблемы, рост занятости в дальнейшем остается под вопросом. Он считает, что коренного перелома в этом вопросе не произойдет. Количество новых рабочих мест будет расти очень медленно, как это и происходило после кризиса.
Всплеск потребительских настроений, наблюдаемый в последние пять месяцев, совпал с ростом занятости в розничной торговле. В ноябре там появилось дополнительно 52,6 тыс рабочих мест, в октябре прибавилось 50,9 тыс. Это лучшие показатели в сумме двух месяцев для сектора с середины 1996 г.
В секторе развлечений и гостиниц число рабочих мест выросло на 23 тыс., в области здравоохранения – на 22 тыс. в оптовой торговле – на 13,1 тыс., в секторе профессиональных услуг (бухгалтеры, юристы, архитекторы и пр.) их количество увеличилось на 43 тыс.
Между тем занятость на производстве сократилась в трех из четырех последних месяцев. В строительном секторе – на 20 тыс, несмотря на стабильный рост жилищного строительства и работы по ликвидации последствий урагана.
Однако рост занятости в секторе услуг может замедлиться из-за падения потребительской активности. В пятницу также стало известно, что индекс потребительской уверенности Мичиганского университета упал в декабре до 74,5 пункта с 82,7 пункта в ноябре. Это первое снижение показателя за пять месяцев. Виной тому – неопределенность в отношении перспектив разрешения проблемы “фискального обрыва”. Белый дом и законодатели не могут договориться, как ее избежать. Следующий отчет по занятости может быть не столь радостным, вероятность снижения показателя большая, считает Джек Кляйнхен, профессор экономики в Университета Case Western Reserve.