А рост и ныне там
Отшумел Петербургский международный экономический форум, основное международное PR мероприятие России, главным событием которого стала гигантская смета, составившая 2,2 млрд. руб. Несмотря на то, что смета увеличивается из года в год, это не приносит никаких ощутимых результатов для экономики страны. Роста как не было, так и нет.
Говорят, его посетили 5 тысяч иностранцев, среди которых было два иностранных лидера: индийский премьер Моди и молдавский президент Додон. По всей видимости, Додон привели ради массовки – пусть будет. Что же до Моди – то эта фигура играет несравненно важную роль в мировой экономике.
Вот уже три года он пытается реформировать экономику второго по населению государства мира. Кое-что у него получается. В прошлом году ВВП вырос на 7%, впервые обогнав Китай, и показав самые высокие темпы роста в мире.
В отличие от Индии иностранные инвестиции в Россию идут неохотно, несмотря на все дежурные фанфары, гремевшие на форуме последние годы. С одной стороны – санкции, с другой стороны отвратительный инвестиционный климат. Из года в год в Питере звучат с трибуны обещания российских чиновников все исправить, но воз и ныне там.
Даже им очевидно, что надо менять систему. Без этого не получится, но Кремль не спешит с реформами, опасаясь, что они могут иметь непредвиденные последствия для нынешнего режима, главная задача которого – удержаться у власти.
Насколько важны иностранные инвестиции для развивающихся рынков видно не то только на примере Индии. Однако, это важный, но не решающий фактор. Вот, Польша. Инвестиции в страну значительно сократились после прихода к власти партии “Закон и порядок”, действия которой привели к росту политической неопределенности в результате принятия ряда противоречивых законов. В частности, они касаются судебной системы и регулирования СМИ. Однако их падение составило всего 0,4% в 1 кв. против 9,8% в 4 кв. 2017 г. Несмотря на падение инвестиций, экономика Польши выросла в 1 кв. на 4,1% в годовом сравнении, стал лидером по этому показателю в Евросоюзе.
За счет чего росла экономика? Основным драйвером роста стало частное потребление, увеличившееся на 4,7% за год, что является самым высоким темпом за последние восемь лет, чему способствовал рекордный низкий уровень безработицы и новая детская политика, введенная правительством в прошлом году.
Для сравнении, российский ВВП вырос всего на 0,4% в 1 кв. Правительство обещает, что он разгонится до 3% к 2028 г.
На примере двух стран можно проследить зависимость роста ВВП и фондового рынка – постулат, которые многие в последнее время ставят под сомнение. Так, фондовые индексы Индии являются лидерами роста в этом году в мире, как, впрочем, и Польши. Российский фондовый индекс показывает в этом году отрицательную динамику.
В заключении про политический фактор. Моди занял свой пост в результате открытых и конкурентных выборов, как и польская партия “Закон и порядок” пришла к власти. К политике последней можно предъявлять претензии с точки с зрения критериев ЕС, но нельзя игнорировать мнение польского избирателя. Российские избиратель, похоже, проголосует за нынешнего президента ив 2018 г. Делая этот выбор – он полностью одобряет курс нынешнего правительства и результаты его работы. А как иначе?