Америка может обойти Россию и Саудовскую Аравию по производству нефти, но оценки экспертов противоречивы

Спустя четыре года после начала сланцевой революции США могут вот-вот обогнать Россию и Саудовскую Аравию, став крупнейшим в мире производителем сырой нефти, считают большинство аналитиков. А вот на вопрос о том, когда это произойдет и на сколько США опередят конкурентов, они отвечают по-разному, в зависимости от целого ряда факторов – от скорости развития технологий бурения до доступности финансирования и цен на нефть.  

Прогнозы по объемам производства сланцевой нефти в США варьируются от увеличения на 7,5 миллионов баррелей в день к 2020 году – почти вдвое против нынешнего объема производства в 8,5 баррелей в день – до прибавки в 1,5 миллиона баррелей в день, а это меньше, чем сейчас производит Ирак. Столь сильные расхождения связаны с тем, что сланцевый бум начался лишь недавно, и этот фактор существенно искажает прогнозы.

В 2012 году Управление США по информации в области энергетики предположило, что объем производства на восьми сланцевых месторождениях будет варьироваться от 700 баррелей в день так называемой трудноизвлекаемой нефти до 2,8 миллионов баррелей в день к 2035 году. Спустя всего год эти показатели удалось превзойти.

«Ключевой вопрос не в том, будет ли расти производство, а в том, насколько», – говорит глава отдела анализа сырьевых рынков Citigroup Эд Морс. – Это только начало первого иннинга (периода), а всего их в этой игре девять».

А ставки между тем очень высоки – от многомиллиардных инвестиций, необходимых для разведки и бурения, до различных внешнеполитических аспектов, связанных с поставками нефти. Отношения со многими странами, от Ирака и Ирана до России, Украины, Ливии и Венесуэлы в разной степени определяются энергетическим вопросом.

Соединенные Штаты, полностью преобразившиеся в результате арабского нефтяного эмбарго от 1973 года, могут стать энергетически независимым государством к 2035 году, согласно оптимистичным прогнозам BP Plc и МАГАТЭ. С учетом роста производства в богатых нефтью соседних странах континент становится все лучше застрахован от кризисов с поставками.

«Что касается Северной Америки, включая Канаду и Мексику, мы значительно более стабильны в политическом смысле», – отмечает программный директор организации Inter-American Dialogue в Вашингтоне. Впрочем, специалисты отрасли обнаружили, что не всегда оптимистичные прогнозы по наличию нефти означают, что ее можно извлечь при разумных затратах.

К примеру, бывший глава Chesapeake Energy Обри МакКлендон, польстившись на обещания бездонных запасов нефти, приобрел участок сланцевого месторождения Ютика в Огайо и в 2011 году продвигал его как вложение на 500 миллиардов долларов. Геологи штата предполагали, что месторождение может содержать до 5,5 миллиардов баррелей нефти.

Однако в прошлом году после многих месяцев бурения средний объем производства с каждой скважины Chesapeake составлял всего 80 баррелей. Компания-конкурент BP списала в убыток 521 миллион долларов и ушла из Ютики спустя всего два года после того, как взяла в аренду 85 000 акров.

Шесть оценок

Производство только на одном сланцевом месторождении Бэккен в Монтане и Северной Дакоте может во второй половине этого десятилетия вырасти до 1,74 миллионов баррелей в день. Это самый оптимистичный из шести прогнозов, собранных  Reuters.

Минимальная оценка – 1 миллион баррелей в день. Впрочем, даже столь широкий разброс меркнет по сравнению с разногласиями по поводу того, как быстро будут расти объемы производства и когда они достигнут своего пика. Так, Управление по информации в области энергетики предполагает, что объем производства трудноизвлекаемой нефти повысится на 37 процентов с 3,5 миллионов баррелей в день в 2013 году до 4,79 миллионов баррелей в день к 2020 году. В этот прогноз включены месторождения Бэккен, Три-Форкс, Сэниш, Игл-Форд, Вудфорд, Остин-Чок, Спроберри, Найобрара, Авалон/ Боун-Спрингс и Монтрей.

«Есть и другие прогнозы, намного более оптимистичные, чем этот», – отметил администратор Управления Адам Симински на конференции в Нью-Йорке. «Мы все еще немного обеспокоены геологическим аспектом производства сырой нефти. По мере развития технологии показатели могут вырасти».

Управление уже внесло существенные поправки в предыдущие прогнозы. Так, недавно прогноз по извлекаемым резервам в месторождении Монтрей в Калифорнии был резко понижен до 600 миллионов баррелей, что на 96 процентов меньше общего объема запасов. Эксперты поясняют это тем, что добыча остальной нефти в данном случае обойдется слишком дорого.

Прогнозы IHS Energy несколько выше: 6 миллионов баррелей в день с месторождений Бэккен и Игл-Форд, а также отдельных участков месторождений Пермиан и Найобрара к концу 2020 года.

Нижнюю границу задает компания Energy Aspects Ltd, которая полагает, что к 2017 году будет производиться 3,5 миллиона баррелей сланцевой нефти в день – это на 1,5 миллиона больше, чем текущий прогноз в 2 миллиона баррелей в день. «Чтобы продолжать производство, необходимо продолжать бурение, а следовательно, капитальные затраты должны нарастать непрерывным циклом», – говорит аналитик Energy Aspects в Лондоне Вирендра Чаухан.

Прогноз McKinsey & Co отражает неопределенность ситуации. Хотя консалтинговая компания использует базовый вариант, согласно которому производство трудноизвлекаемой нефти достигнет 7,1 миллиона баррелей в день к 2020 году, она также отмечает, что этот показатель может варьироваться от 5 до 9 миллионов баррелей в день.

В своем ежегодном отчете, который был опубликован в прошлом месяце, компания ВР предположила, что объем производства сланцевой нефти в США вырастет до 4,5 миллионов баррелей в день к 2035 году. По прогнозам Exxon Mobil Corp., глобальный объем производства, в котором самая крупная доля принадлежит Северной Америке, с 2010 по 2040 гг. вырастет в 11 раз.

Exxon добавляет также, что в 2015 году Северная Америка обойдет по производству трудноизвлекаемой нефти все страны ОПЕК, за исключением Саудовской Аравии. Иран занимает второе место среди членов ОПЕК с 4,2 миллионами баррелей в день.

Хитрые прогнозы

Прогнозы по объемам производства всегда трудно составить, в особенности на годы вперед, поскольку экспертам не удается учитывать такие факторы, как обнаружение новых крупных месторождений или, наоборот, резкое истощение старых.

Впрочем, в связи с тем, что нефтяная индустрия все больше полагается на долгосрочные крупные проекты вроде оффшорных месторождений у берегов Анголы или подсолевых в Бразилии, которые развиваются предсказуемыми темпами и дают стабильные объемы нефти на многие годы вперед, сейчас стало проще предсказывать появление новой нефти на рынке. Индустрия сланцевой нефти же устроена гораздо сложнее.

Так, например, стремительная разработка месторождений в таких странах, как Китай и Россия, может привести к снижению цен и, соответственно, объемов добычи в США. Новые технологии могут сделать разработку месторождений дешевле, эффективнее и быстрее. Изменения во внутренней политике, в особенности смягчение запрета на экспорт сырой нефти, также могут повлиять на прогнозы.

Нельзя забывать и о расширении сети трубопроводов, соединяющих канадских производителей с американскими НПЗ, в том числе трубопровод Keystone XL компании TransCanada Corp пропускной мощностью 830 000 баррелей в день, с одобрением которого правительство США тянуло больше пяти лет.

И это не говоря уже о превратностях кредитного цикла, который также становится важным фактором. Компаниям приходится поддерживать высокий уровень повторных инвестиций, чтобы обеспечить стабильный доход от добычи нефти, в связи с чем им приходится брать дополнительные займы.

По оценкам компании Consultancy Wood Mackenzie, капитальные расходы на добычу одного барреля нефти из месторождения Игл-Форд составят от 9,58 до 32,97 долларов, в зависимости от выбора пласта.

«В настоящий момент мы работаем в условиях низких процентных ставок, но что будет, если кредиты подорожают?» – говорит Чаухан из Energy Aspects.

Комментарии

Комметирование закрыто.