Крымский триумф Путина затмил проблемы экономики, которые о себе еще напомнят
Михаил Дмитриев, один из немногих правительственных экспертов, который считает своим долгом говорить правду не только начальству, но не скрывать ее от общественности. До недавнего времени он возглавлял Центр стратегических разработок (ЦСР), но контракт с ним не продлили, переведя на должность научного руководителя института. ЦСР, предсказавший массовые протесты в России 2011-2012 гг, а после их завершения – предупреждавший о зреющем недовольстве в провинции, не должен критиковать власть и пугать последствиями ее действий, решили в Кремле. На прошлой неделе какие-то подонки избили Дмитриева в электричке (он пользуется ею ежедневно) отобрав у него портфель с документами. Возможно, это просто хулиганы, а может быть, акт мести и предупреждение, чтобы молчал в тряпочку. На днях Дмитриве дал интервью Reuters оп поводу экономических последствий крымской кампании для экономики России.
Крымская кампания Владимира Путина отвлекла население от повседневных экономических проблем, но эффект не будет долгосрочным, а дальнейшая внутриполитическая стабильность зависит от способности властей России вернуть стагнирующую экономику к росту и избежать внешнеэкономического шока от кризиса на Украине и противостояния с Западом, считает он. Дмитриев назвал главными рисками для России потерю внешних рынков капитала и сбыта в случае эскалации напряженности в мире и дестабилизации Украины. Без дальнейшего обострения международной напряженности экономику в ближайшее время удастся удержать на плаву, в том числе путем увеличения госинвестиций и продолжения девальвации, уверен Дмитриев.
“Сейчас ситуация в Крыму вышла на первый план, и именно она формирует политические настроения населения. Но из опыта предыдущих событий такого рода мы знаем, что это влияние не может иметь долгосрочного устойчивого характера. С точки зрения долгосрочных предпочтений людей экономическое положение является абсолютно доминирующим, и мнение населения о российской власти в конечном счете будет зависеть от оценки экономической ситуации”, – сказал Дмитриев.
“Если экономического роста не будет, скорее всего, влияние Крыма и других внешнеполитических событий на политические рейтинги будет не слишком долговечным и дальше население будет смотреть на политику сквозь призму нарастающих экономических трудностей… С этой точки зрения более позитивное отношение к властям под влиянием внешнеполитических событий отнюдь не свидетельствует о вступлении в новый период политической стабильности и о дополнительных возможностях поддержания этой стабильности в долгосрочной перспективе”.
В то же время, дестабилизация масштаба украинского майдана России не угрожает.
“Ситуация в России очень далека от того, что происходит на Украине, и от тех причин, которые вызвали украинские события. Фундаментальные условия, которые обеспечивают относительную устойчивость политической ситуации в России, по-прежнему весьма прочны. Предположения о том, что они могут быстро сломаться, на мой взгляд, необоснованны”, – сказал Дмитриев.
Россия взяла под контроль Крым после киевской революции и присоединила его после референдума, который Киев и западные страны не признали, пригрозив санкциями вплоть до изоляции России. Запад опасается, что Путин не ограничится Крымом и введет войска на восток Украины, где русские составляют внушительную часть населения.
Дмитриев говорит, что российские власти до сих пор действовали в логике противостояния с Западом последовательно и без серьезных ошибок.
“Другое дело, что долгосрочные риски такого рода стратегии очень велики, и в случае дальнейшей эскалации конфликта эта стратегия может оказаться тупиковой, в том числе и с точки зрения внутреннего развития страны”.
Наиболее вероятным источником такой эскалации Дмитриев считает внутриполитическую ситуацию на Украине.
“Теоретически если дальнейшее развитие событий на Украине будет сопровождаться вооруженной конфронтацией, жесткой эскалацией и усилением противостояния Европе и Америке, то для России это обернется серьезным ухудшением условий внешней торговли и инвестиций и породит экономический кризис, который будет иметь не менее серьезное внутриполитическое продолжение”.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
Инвесторы еще в феврале заложили в цены российских активов итоги крымского референдума, и дальнейшую эволюцию финансовых рынков определит развитие внешнеполитической ситуации, прогнозировать которое крайне сложно, сказал Дмитриев.
По его мнению, впереди маячит угроза системного банковского кризиса. Торможение в экономике ведет к ухудшению положения заемщиков, а ЦБ вынужден ограничивать ликвидность для банков, боясь, что она выплеснется на валютный рынок и усилит давление на рубль.
Опережающие индикаторы банковского кризиса уже поднялись до уровня ноября 2008 года. Справиться с новым банковским кризисом будет труднее, чем с кризисом 2008-2009 годов, поскольку размеры банковского сектора в процентах к ВВП выросли с тех пор почти в полтора раза – до примерно 85 с 58 процентов ВВП,- и на его спасение может потребоваться больше средств, чем в ходе предыдущего кризиса, отметил он.
“Но внешнеполитическая неопределенность будет главным фактором, который в краткосрочном плане будет негативно сказываться на экономическом положении России”, – говорит Дмитриев.
“Наихудший вариант событий – если к негативным ожиданиям инвесторов добавится опасение о возможном масштабном снижении российского экспорта в силу ограничений на европейских рынках сбыта. Эта проблема инвесторами пока учитывается как возможный, но отнюдь не слишком высокий риск”.
“Если возникнут осложнения с российским экспортом, то это может создать проблемы с обслуживанием корпоративного долга, дополнительно оказать негативное давление на рубль”, – сказал Дмитриев, напомнив, что в прошлом году российские корпорации и государство потратили на обслуживание зарубежных обязательств сумму, составляющую около 30 процентов российского экспорта.
В случае эскалации украинского конфликта отток капитала из РФ способен повторить кризисный исход 2008-2009 годов, и российские власти могут ввести ограничения.
“Не исключено, что на какое-то время такого рода действия будут даже оправданы, потому что при таком развитии событий ожидать значительного притока инвестиций в Россию невозможно, а либерализация счета капитала применяется странами, рассчитывающими на высокую привлекательность для внешних инвесторов. Это повысит закрытость российской экономики, снизит ее интегрированность с европейским рынком, ограничит возможности для технологических заимствований и экономического роста за счет внешних инвестиционных источников”, – говорит Дмитриев.
ОЛИМПИЙСКИЙ РЕЗЕРВ
При благоприятном сценарии, в котором эскалации конфликтов и санкций удается избежать, экономика России, скорее всего, удержится на плаву, несмотря на неизбежное сокращение прямых иностранных инвестиций в Россию из развитых стран и внешних источников финансирования капвложений крупных компаний.
“Но сами по себе эти проблемы пока не настолько масштабны, чтобы однозначно повлечь сползание российской экономики в рецессию, – сказал Дмитриев. – Тем более, что возможно некоторое увеличение инвестиций из Китая”.
“Если основные международные риски для российской экономики исчерпаются тем, что уже произошло, то скорее можно говорить не о рецессии, а о темпах роста, близких к нулевым, то есть о стагнации. И если эти риски не будут усиливаться в дальнейшем, то, скорее всего, экономический рост сможет возобновиться после 2014 г”.
Затраты на присоединение Крыма пока оцениваются примерно в 100 млрд рублей и никакого влияния на 70-триллионную российскую экономику не окажут.
“Российской экономике это вполне по плечу, потому что высвободились огромные ресурсы после Олимпиады, а бюджет получил триллионную прибавку за счет девальвации рубля. Но если бы такая же проблема возникла для, допустим, всех юго-восточных областей Украины, ситуация была бы совершенно другой”, – сказал Дмитриев.
Поддержать экономику РФ, лишившуюся основного драйвера роста – потребления населения, могут госинвестиции и “бумажный” рост ВВП ввиду увеличения чистого экспорта за счет сокращения импорта из-за девальвации.
“Единственный ресурс, который легко может быть мобилизован — это инвестиционные бюджеты крупных государственных компаний. Это одна из немногих экономических переменных, воздействие на которые в краткосрочном плане может компенсировать потери в темпах экономического роста, связанные с внешнеполитической неопределенностью”, – сказал Дмитриев, добавив, что речь может идти об 1-2% дополнительного роста ВВП в 2014 только в результате увеличения госинвестиций.
“Такого рода решения – в некотором смысле элемент мобилизационной экономики. Эти меры в краткосрочном плане могут сработать, хотя в долгосрочном плане они сами по себе, в отрыве от других аспектов экономической политики, не являются решением для проблем экономического развития страны”.