Улетная идея
Минтранс России хочет включить питание на борту самолета в список услуг повышенной комфортности. Если это случится, за еду в самолете надо будет платить отдельно. Таким образом, министерство надеется снизить стоимость авиаперевозок на внутренних линях. Это положение содержится в проекте приказа ведомства.
Ранее сообщалось, что минтранс разработал законопроект, позволяющий российским авиакомпаниям взимать плату за провоз багажа.
Скоро сделают платным и туалет на борту, с них станет. Такую идею недавно вынашивало руководство ирландского лоукостера Ryanair, но потом отшутилось.
Недавно BBC на основе опроса экспертов опубликовало список причин, прочему у нас такие дорогие билеты на самолет. Вот он:
В большинстве российских городов есть только один аэропорт, и авиакомпания вынуждена покупать у него услуги.
Почти во всех российских аэропортах работает только один поставщик керосина. Большая компания имеет возможность заключить более или менее выгодный контракт на поставку топлива, а с маленькой поставщикам керосина работать не интересно, поэтому скидки им не светят.
В России аэропортовые сборы устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Если для какой-либо компании снижают сборы, это становится предметом интереса для налоговой инспекции и ФАС. В итоге получается, что для больших компаний и маленьких ставки сборов одинаковые.
Норма работы лоукостера состоит в том, чтобы перевезти как можно большее число пассажиров за как можно меньшее количество времени, то есть в среднем (по западным стандартам) за 2,5 часа. Но в России расстояния гораздо больше, тут за 2,5 часа не управишься.
Высокая степень монополизации в сфере наземных услуг: заправщики, запчасти, организация бортового питания.
Конечно, Минтрансу легче решать проблему косметически, вернее, гастрономически.
Впрочем, большинство вопросов списка в компетенции ФАС, которая совсем мух не ловит. Недавно Дворкович предложил создать антимонопольной службе конкурента. Я не против, но только получится ее же клон при нынешней власти.