Театр абсурда на тему Газпрома
Очередной театр абсурда вчера устроило МВД, обвинив главу фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера в незаконной скупке акций Газпрома 10 лет назад. (Долго думали).
Браудер считает преследование местью за участие в подготовке “акта Магнитского”, который запрещает въезд на территорию США россиянам, подозреваемым в нарушении прав человека.
Власти РФ обвиняют Браудера, не оставляющего попыток привлечь к ответственности подозреваемых в смерти юриста Hermitage Сергея Магнитского, в скупке акций Газпрома в период запрета иностранным гражданам на их приобретение, который был отменен в конце 2005 г.
“Сумма ущерба, которую понесло государство от незаконного вывода акций, составляет не менее 3 млрд руб”, – процитировало агентство Интерфакс начальника управления следственного департамента МВД Михаила Александрова.
“АКТ МАГНИТСКОГО”
Некогда крупнейший иностранный инвестор в России, Браудер, являющийся гражданином Великобритании, получил отказ во въезде в РФ в 2005 году без объяснения причин. В 2008 г Магнитский, который вел его дела, был арестован по подозрению в помощи Браудеру в уклонении от налогов и спустя год скончался в тюрьме. Он отрицал вину, обвиняя в захвате дочерних структур Hermitage и незаконном возврате налогов на 5,4 миллиарда руб. ( $230 млн) сотрудников силовых ведомств РФ
Через несколько месяцев после возвращения Владимира Путина в Кремль на третий срок президент США Барак Обама подписал принятый Конгрессом “акт Магнитского”. Список попавших под санкции российских граждан не опубликован.
Россия осудила США за санкции и в ответ отменила только что вступившее в силу соглашение об усыновлении российских сирот американцами, запретив увозить их в США, что вызвало волну критики с Запада и сорокатысячный марш протеста в Москве. В ходе пресс-конференции в декабре 2012 г.а Путин обвинил Браудера в экономических преступлениях.
Браудер считает обвинения местью за “акт Магнитского”.
“Это, очевидно, часть безнадежной попытки расплатиться со мной после того, как я поспособствовал принятию “акта Магнитского” в Соединенных Штатах”, – сказал он Рейтер.
“Путин облил нас грязью на ежегодной пресс-конференции в декабре. Это был сигнал силовым структурам открыть как можно больше дел заочно против меня и посмертно – против Сергея Магнитского”.
Посмертный суд над Магнитским начнется 11 марта.
“СЕРЫЕ СХЕМЫ”
В начале 2000-х годов инвесторы ожидали отмены ограничений на продажу акций Газпрома иностранцам. Hermitage и другие фонды использовали “серые схемы”, позволявшие инвесторам покупать акции монополиста по внутрирыночной цене в ожидании, что после отмены ограничений они догонят в цене бумаги Газпрома, торгующиеся в Лондоне.
По мнению Браудера, в этом не было ничего противозаконного:
“Владение акциями Газпрома посредством этих структур благословили Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в 2004 г и сам Газпром на постоянной основе, – говорит инвестор. – Около 35% акций Газпрома принадлежало иностранным инвесторам через посреднические структуры. Сделать их незаконными задним числом в политических целях – это абсурд”.
Заметьте: подобные схемы с акциями Газпрома среди иностранцев использовал не только Hermitage, однако другим подобных обвинений не предъявляют.
По версии следствия, Браудер скупал акции с 2001 по 2004 г. Он также обвиняется в том, что пытался выдвигаться в совет директоров Газпрома, влиять на дивидендную и информационную политику компании.
“Можно говорить о стремлении навязать определенные правила данному обществу”, – сказал Александров.
Не могу не прокомментировать этот бред: право и даже обязанность любого акционера стремиться сделать работу менеджмента более прозрачной и эффективной. Это и называется – влиять на его политику: чтобы они не борзели, выписывая себе жирные бонусы, не получали откаты от сомнительных поставщиков и контрактников, не реализовывали безумно дорогие проекты.
Браудер попортил кровь многим жуликоватым менеджерам в России, пытаясь вывести их на чистую воду. За это и поплатился – стал персоной нон грата несколько лет назад. Когда же он объявил войну не чистому на руку российскому эстеблишменту и представителям правоохранительной и налоговой системы за смерть Сергея Магницкого , сам превратился превратился в обвиняемого.
Самое время нанести ответный удар, представив Браудера жуликом, пока в Европе размышляют – не последовать ли примеру Америки с санкциями против российских чиновников. Лучше бы эти деятели в погонах расследовали, куда ушли те $230 млн. хищение которых раскрыл Сергей. Но по этому поводу они уже несколько лет ничего путного сказать не могут. Слов нет. Занавес.