Китайский разворот
Замедление китайской экономики на протяжении большей части 2012 г. усилило опасения по поводу продолжения роста мировой экономики. Однако, похоже, в Китае ситуации меняется к лучшему, благодаря финансовым стимулам, ослаблению контроля над рынком недвижимости и ростом заработных плат.
Похоже, что в августе экономика нащупала дно, говорит Билл Адамс, старший экономист PNC Financial. Хотя и не наблюдается взрывного роста, траектория изменилась, и это должно улучшить настроения в отношении второй крупнейшей экономики мира.
“Похоже, что экономические данные в будущем будут немного лучше”, сказал он”.
Ранее в этом месяце, Пекин заявил, что ВВП в 3 кв. увеличился на 7,4% по сравнению с 3 кв. прошлого года, что стало седьмым кварталом замедления экономического роста подряд. Между тем темпы объемов промышленного производства, экспорта и розничной торговли увеличились в сентябре.
Shanghai Composite, основной фондовый индекс, начал расти после затяжного падения.
Адамс ожидает, что экономический рост ускорится до 8,2% в 2013 г с 7,7% в этом году.
Пекин снизил процентные ставки, а также требования к резервам для банков. Инновации в финансировании сделали доступными средства банков для частных компаний, которые ранее имели ограниченный доступ кредитам, сказал он. Доля новых традиционных банковских кредитов – которые в значительной степени шли госпредприятиям – сократилась примерно до 60% в 1-3 кв. в этом году с 70% в 2009 г.
Инфляция также продолжает замедляться, что позволяет правительству ослабить условия кредитования, ограничения на которые водились для охлаждения рынка недвижимости.
Продажи недвижимости в 3 кв. выросли на 46% по сравнению с первым полугодием, и 38% по сравнению с 2011 г, согласно докладу PNC. Средние цены на дома росли последовательно в течение четырех месяцев, включая сентябрь.
Правительство выделило средства на новые инфраструктурные проекты, но их масштабы меньше, чем те, что был начаты во время глобального финансового кризиса.
Реструктуризация экономики
Высокий спрос на рынке труда привел к росту заработной платы, которая обогнала по темпам ВВП. Хотя, это и делает экспорт менее конкурентоспособным, в тоже время эта тенденция поможет сбалансировать экономику, ориентируя ее на внутренний спрос.
Финансовые результаты китайских компаний, обслуживающих внутренний массовый рынок, подают сигналы, что рост потребления больше не является уделом богатых, говорит Адамс.
“Это дает повод надеяться, что рост, наблюдаемый в этом году, вероятно, продолжится”, – сказал он.
Правительство пообещало инвестировать больше средств в здравоохранение, образование и социальные программы, поощряя население тратить деньги на потребительские товары.
В следующем месяце должно произойти важное событие – смена политического руководства страны. Передача власти в стране, происходящая раз в десятилетие, исторически совпадает с новым расходами на инфраструктурные программы, которые может объявить новое руководство, отмечает Вон Сон, профессор экономики в Университете штата Калифорния.
Китайское правительство видит, что многое предстоит сделать, но это может усилить рискам.
Пекин подчеркнул, что привержен к тонкой настройке экономики, нежели использованию масштабных мер стимулирования. Это можно видеть по сдвигам в монетарной политике. Сон думает, что с этим важно не переусердствовать.
“Они хотят влиять на каждый шаг пути”, сказал он. – Это является источником волатильности”.