Китай готовит экономические реформы
Политические лидеры Китая попросили исследовательские институты разработать амбициозные экономические реформы, которые могли бы ограничить мощь государственных компаний и либерализовать денежно-кредитную и валютную политику, пишет Reuters.
Однако после того как уходящее руководство КНР почти 10 лет откладывало болезненные структурные реформы, некоторые авторы этих предложений боятся, что начинающееся восстановление экономики помешает проведению рекомендованных мер.
“Китай приближается к стадии, когда правительство должно проводить больше фундаментальных реформ, – сказал Ши Сяоминь, вице-президент Китайского общества экономических реформ, исследовательской организации при Национальной комиссии развития и реформ, главном плановом агентстве страны.
Смена лидеров, которая происходит в Китае раз в десятилетие, завершится в ноябре, на 18-м конгрессе правящей Коммунистической партии. Вице-президент Си Цзиньпин должен стать преемником президента Ху Цзиньтао, а Ли Кэцзян заменит Вэнь Цзябао в качестве премьер-министра.
Рейтер опросил пятерых советников, участвующих в разработке предложений о реформах. Они сказали, что заказ поступил от членов Государственного совета, хотя и отказались сообщить подробности.
Важно, что, по словам источников, члены кабинета дали понять, что их интересуют предложения от советников, проживающих за пределами Пекина, в провинции. Это указывает, что власти хотят найти общенациональный консенсус в отношении содержания и сроков болезненных структурных реформ.
Высокую строку в списке мер, разрабатываемых советниками, занимает вопрос, как ограничить вмешательство государства в экономику и “подрезать крылья” более чем 100.000 государственных предприятий, которые пользуются значительными привилегиями, включая облегченный доступ к банковскому кредитованию и правительственным контрактам.
В числе других реформ – рыночное определение стоимости банковских кредитов, земли и различных природных ресурсов.
Кредиты сейчас, в основном, распределяются центральным правительством. Оно указывает государственным банкам, сколько и когда выдавать кредитов – в основном, другим крупным государственным компаниям и проектам. Тем временем, вся земля и ресурсы принадлежат государству, а частное пользование ограничивается правами на временную аренду.
Аналитики говорят, что реформирование этих областей привнесет фундаментальные изменения в структуру экономики Китая, даже большие, чем увеличение гибкости юаня – эта мера также рассматривается в рамках предложения о либерализации капитальных рынков и увеличения доли юаня в мировых торговых расчетах.
Реформирование сложной налоговой системы Китая, в рамках которой центральное правительство получает львиную долю сборов, а на местные правительства приходится большинство расходов, также будет необходимо, если будут достигнуты успехи в деле выплаты долгов местных правительств, которые достигли 10,7 триллиона юаней ($1,7 триллиона) на конец 2010 года.
“Я думаю, единое мнение о реформах было сформировано на центральном уровне, несмотря на то, что люди могут иметь разные взгляды на сроки и способы проведения реформ”, – сказал Ван Цзунь из Центра международного экономического обмена, ведущего правительственного аналитического института в Пекине.
НЕРЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
Эксперты говорят, что лидеры Китая должны открыть новый источник роста и поставить экономику на более стабильную основу, чтобы избежать “ловушки среднего дохода”, когда создание богатства останавливается, когда доля рынка снижается из-за конкурентов с более низкими ценами, а статус высокодоходной страны остается вне досягаемости.
По данным Всемирного банка, ВВП Китая на душу населения составил $5500 в прошлом году против $22400 в Южной Корее, $34500 в Гонконге и $46200 в Сингапуре. Все эти страны избежали “ловушки среднего дохода”.
Среди китайских экспертов произошла переоценка программы стимулов размером 4 триллиона юаней ($640 миллиардов), начатой в конце 2008 года и приведшей к избыточным инвестициям в ненужные проекты, возникновению огромных долгов местных правительств и стремительному росту цен на дома в больших городах.
Эти стимулы помогли государственным компаниям восстановиться за счет частного бизнеса.
Госкомпании неоднократно отбивались от намерений Пекина заставить их платить высокие дивиденды в казну и пытались отложить реформирование системы распределения доходов, которое может привести к ограничению зарплат в монопольных секторах, говорят источники в правительстве.
Эти реформы направлены на то, чтобы получить от государственных компаний больше отчислений, которые будут направлены на соцобеспечение.
“Нам грозят серьезные проблемы, если мы не проведем реформы”, – сказал Цзо Сюэцзинь, глава Института экономики Шанхайской академии социальных наук.
Тем не менее, некоторые государственные советники боятся, что признаки восстановления экономики ослабят желание проводить реформы.
Годовой рост экономики Китая достиг 7,4% в третьем квартале после 7,6% во втором, но чиновники указали на признаки умеренного восстановления, появившиеся в сентябре.
“Им нужно было меняться в условиях экономического кризиса, но они могут предпочесть спустить все на тормозах, если экономика восстановится”, – сказал экономист из государственного аналитического института в Пекине, попросивший об анонимности в связи с деликатностью вопроса.