Девятый вал наличности может утопить экономику США
Уровень инфляции в США может достичь 15% в конце 2013 г или в начале 2014 г, и Федеральная резервная система может быть не в силах остановить эту тенденцию, считает Стивен Каннинган, почетный профессор университета Коннектикут и директор Американского института экономических исследований (Грейт Баррингтон, штат Массачусетс).
Есть много способов повлиять на инфляцию, но самым важным фактором роста общего уровня цен является соотношение денежной массы и экономической активности, пишет он в статье, опубликованной недавно в Investor’s Business Daily.
С начала кризиса в 2008 г, ФРС выделила беспрецедентное количество денег для поддержания резервов банков. Только в 2011 г скорректированные резервы банков увеличились в годовом исчислении на 47,1%. По мере проникновения этих денег экономику возрастает риск инфляции.
До недавнего времени эти запасы никуда не двигались. У банковского сектора была задача предотвратить последствия рискованного кредитования, имевшего место до экономического кризиса. Огромные средства жили сами по себе, ожидая своего часа. Более того, в октябре 2008 г. ФРС начала платить проценты на резервы в федеральных резервных банках, видимо, чтобы поддержать банковские балансы.
Банкам стало выгодно воздерживаться от кредитования в пользу получения стабильных процентов от ФРС. В настоящее время в виде резервов у них примерно в 15 раз больше средств, чем необходимо, согласно требованиям ФРС. Их общая сумма составляет примерно $1,5 трлн. Исторически банки, которые получают прибыль главным образом от кредитования, держали у себя 1% – 2% от суммы обязательных резервов.
Даже при нынешних темпах кредитования, денежная масса растет быстрее, чем экономика. В декабре 2011 г, денежная масса M2, включающая валюту, текущие счета, сберегательные счета денежного рынка и паевых инвестиционных фондов, а также дорожные чеки, выросла в годовом выражении примерно на 10%. Экономика США за этот период увеличилась на 2,8%.
Исходя из отсутствия изменений в финансовых или платежных системах, можно предположить потенциальную инфляцию в 7,2% (10% минус 2,8%). Это простая арифметика денежной политики. Но это только, если считать деньги в настоящее время находящиеся в обращении. Учитывая текущий объем банковских резервов, можно предположить, что количество денежной массы будет расти, что повышает риск инфляции.
Деньги, находящиеся в резерве, действительно начинают поступать в экономику. С октября 2010 г, кредиты выросли на 11,3%. Они будут продолжать расти еще больше, поскольку восстановление экономики набирает обороты. Именно процесс кредитования трансформирует банковские резервы в более широкую денежную массу, поступающую в экономику.
Вот как это работает. Каждый доллар в обращении за счет кредита прибавляет более чем один доллар в денежной массе. Банки выдают кредиты, используя резервы. Заемщики тратят деньги, и те, кто их получает, приносят их снова в банки. Резервы банков растут, увеличивается и кредитование. И так далее. Кредитование/повторное кредитование называется мультипликатором.
Примерно за десять лет до осени 2008 г., когда экономика США начала тонуть, мультипликатор оставался в диапазоне 8-9. Это означает, что по мере увеличения денежной базы на $1, денежная масса росла на $8- $9. После финансового кризиса, банковские кредиты иссякли, и мультипликатор снизился примерно до уровня 3,5-4.
В то же время, ФРС приняла решение обеспечить ликвидность в целях содействия восстановлению экономики. Она увеличила денежную базу за счет наращивания банковских резервов и валюты, чтобы M2 рос примерно такими же темпами, как и прежде. В период с октября 2008 г и по декабрь 2011 г. ФРС расширила базу на $ 1,45 трлн, доведя ее почти до $ 2,6 трлн.
Проблема заключается в том, что по мере восстановления экономики мультипликатор вернется к нормальному уровню, а денежная масса при этом будет расширяться. В связи с этим, инфляция в 2012 г. может значительно превысить прогнозируемые официальные данные и составить 7,2%.
Председатель ФРС Бен Бернанке говорит, что ФРС работает над методами отвода избыточных резервов из системы и уменьшения рисков высокой инфляции. Однако есть основания сомневаться в ее способности сделать это. Ни один центральный банк в истории никогда не пытались вывести такие огромные избыточные средства из банковской системы. Кроме того, ФРС должен соблюсти баланс. Убрав слишком мало, может спровоцировать рост инфляции. Слишком много – может повысить процентные ставки и создать проблемы с ликвидностью, угрожая восстановлению.
Чтобы понять масштабы проблемы и перспективы при расчетах была выбрана 25% сокращение резервов банковской системы. Это разумная, но консервативная оценка того, на что ФРС может пойти при уменьшении денежной массы, поскольку экономика улучшается.
Согласно этой оценке, взаимодействие между более высоким мультипликатором и действиями ФРС по выводу денег из экономики добавят $ 3,9 трлн. к M2. Это примерно 40% от темпов роста 2011 г.
Международный опыт дает ключ к пониманию того, что может случиться. Проведя исследование в течение 10 лет на основе опыта 103 стран, было обнаружено, что 40% увеличение М2 приведет к инфляции около 15%.
Сокращение государственных расходов или повышение налогов может снизить показатели денежного мультипликатора и привести к замедлению как экономического роста, так и банковского кредитования. Денежное предложение также будет уменьшаться, если ФРС удалось вывести более 25% резервов из системы или побудить банки держать больше резервов, чем выдавать кредитов.
Любой из этих факторов позволит сократить уровень инфляции или отложить инфляционные риски.
Несмотря на множество неопределенностей, факт остается фактом: в банковской системе создан огромный вал наличности. Если он прорвется в экономику по докризисным ставкам, Соединенные Штаты ожидают непростые времена, говорится в статье.