МВФ: госдолг стран G20 вырастет до 115% ВВП к 2015 г.

Страны с развитой экономикой должны провести долгосрочные реформы в области экономической политики, с тем чтобы в предстоящие десятилетия снизить уровни государственного долга и обеспечить устойчивость государственных финансов в будущем, согласно трем документам, опубликованным  в среду Международным Валютным Фондом (МВФ).


Чтобы защитить неуверенный экономический подъем, поддержать рост и обеспечить создание рабочих мест, а также заверить участников рынков капитала в стабильности финансов, планы бюджетной консолидации должны быть четко определены, но основное внимание следует уделять среднесрочным мерам, а не поискам быстрых краткосрочных решений.

“Государственный долг в странах с развитой экономикой повысился до уровней,  ранее не наблюдавшихся в период отсутствия крупных войн”, — заявил Карло Коттарелли, директор Департамента по бюджетным вопросам МВФ и один из авторов двух из упомянутых работ. Долг сектора государственного управления в странах G20 с развитой экономикой подскочил с 78% валового внутреннего продукта (ВВП) в 2007 г. до 97% ВВП в 2009 г., а в 2015 г. он , по прогнозам, вырастет до 115% ВВП.

“Высокий уровень государственного долга объясняется не только финансовым кризисом, но и слабой налогово-бюджетной политикой в прошлые десятилетия, когда в трудные времена уровень долга повышался, но в более благоприятные периоды не сокращался. Предстоящая задача является еще более сложной, поскольку старение общества и глобальное потепление климата оказывают дополнительное давление на государственные финансы. Это наглядно показывает крайнюю необходимость долгосрочных налогово-бюджетных реформ, которые обеспечат постепенное, но устойчивое улучшение долговой ситуации в предстоящие десятилетия”, — заявил Коттарелли.

“Страны с наиболее высоким уровнем задолженности приближаются к “пределу долга”, за которым их состояние бюджетов может стать неприемлемым. Пределы долга не “высечены на камне”, но они показывают, что для восстановления устойчивости потребуется радикально изменить поведение по сравнению с традиционной динамикой.

“Иными словами, обычный подход не решит проблему”, — заявил Джонатан Д. Остри, заместитель директора Исследовательского департамента МВФ и ведущий автор одной из работ.

“Странам, как правило, целесообразно установить целевой уровень долга намного ниже их пределов задолженности, поскольку правительства могут практически или вообще не получить предупреждения относительно неминуемого увеличения стоимости заимствования или ограничения доступа к рынкам, когда государственный долг увеличивается, или меняется представление о фискальных рисках или достоверности налогово-бюджетных данных”, — отметил  Остри.

В работе Long-Term Trends in Public Finances in the G7 Economies
(“Долгосрочные тенденции в государственных финансах стран G7“), одном из трех документов с изложением позиции персонала, публикуемых Фондом, рассматривается динамика уровней государственного долга в странах с наиболее развитой экономикой в десятилетия перед последним кризисом, анализируется резкое увеличение долга во время кризиса и дается оценка перспектив снижения коэффициентов долга в предстоящие годы. Помимо кризиса 2008-2009 гг, задолженность стран с развитой экономикой отражает стойкие тенденции к росту коэффициентов долга с 1974 г.

Растущие расходы на здравоохранение и пенсии объясняют основную часть ухудшения первичных сальдо. В документе делается вывод о том, что для того чтобы избежать нарушения хода неуверенного подъема и в то же время заверить участников рынков капитала в стабильности финансов, налогово-бюджетная политика должна быть четко определена, при этом основное внимание следует уделять постепенной, но устойчивой консолидации, а не просто ужесточению политики в ближайшее время.

В работе Fiscal Space (“Бюджетное пространство”) рассматривается устойчивость долговой ситуации в ряде стран с развитой экономикой и дается оценка, в какой мере правительства имеют возможность для бюджетного маневра, прежде чем рынки заставят их резко ужесточить политику. Бюджетное пространство (расстояние между текущими уровнями долга и пределом долга, за которым, исходя из прошлых показателей, долговая ситуация страны становится неприемлемой) очень ограничено в некоторых странах, тогда как в других странах имеются намного более значительные
возможности для бюджетного маневра в целях преодоления непредвиденных потрясений.  В первой группе для восстановления устойчивости необходим решительный разрыв с обычной динамикой бюджетной консолидации. В анализе подчеркивается важность поддержания значительных запасов прочности бюджетного пространства из-за неопределенности точного предела долга, а так же в силу того, что как теоретические выкладки, так и эмпирические данные указывают, что переход от полного безрискового доступа к рынкам капитала к утрате доступа к этим рынкам может произойти внезапно, практически без предварительного уведомления в виде роста процентных ставок.

В работе Default in Today’s Advanced Economies: Unnecessary, Undesirable, and Unlikely (“Дефолт в сегодняшних странах с развитой экономикой: не нужен, нежелателен и маловероятен”) рассматриваются недавние предположения участников рынка и экспертов о том, что ухудшение государственных финансов может привести к дефолту в некоторых странах с развитой экономикой, особенно в ряде “периферийных”  стран Европы.

В документе делается вывод, что риск реструктуризации долга в настоящее время существенно завышен, и утверждается, что если долговые дефолты в прошлые десятилетия, в основном в странах с формирующимся рынком, были вызваны в первую очередь стремительно растущими затратами на обслуживание долга, текущие трудности испытывающих фискальный стресс стран с развитой экономикой вызваны в основном их крупными первичными дефицитами. В силу длительных сроков погашения государственного долга стран с развитой экономикой в начале кризиса их расходы на обслуживание долга все еще относительно ограничены: проблема заключается не в долговом бремени, а в первичном дефиците.

Комментарии

Комментировать

Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.