Сюрприз из Венесуэлы
Оппозиция Венесуэлы получила полный контроль над парламентом страны – однопалатной Национальной ассамблеей. По результатом окончательного подсчета голосов, Блок демократического единства займет две трети мест депутатов. Такое представительство позволит оппозиционерам отзывать членов Верховного суда,
инициировать процесс досрочного прекращения полномочий президента Николаса Мадуро и созвать референдум о внесении изменений в конституцию, принятую в 1999 г.
Оппозиции впервые за 15 лет удалось получить большинство в Национальной ассамблее. В Венесуэле вся власть в последнее время вращается вокруг фигуры президента, сначала президента Чавеса, а сейчас – президента Мадуро. Что происходило в стране за это время – я как-то рассказывал в блоге.
Результаты выборов означают, что сместился баланс власти в стране. Самый важный вопрос на сегодняшний день – это как поведут себя две остальные ветви власти в Венесуэле – президент и Верховный суд. Ближайшие два-три месяца станут решающими.
Не следует забывать, что введенные Чавесом и Мадуро ими реформы глубоко укоренились. Кроме того, Венесуэла является президентской республикой, в которой глава государства обладает немалой властью. Допустим, Национальная ассамблея принимает новый закон. Но его потом должен подписать президент. Верховный суд тоже может заявить, что новый закон не является конституционным и откажется его применять. Да, в стране есть три основные ветви власти, но основной из них и самой влиятельной является именно президент.
На протяжении нескольких лет падает экономика страны. ВВП, по итогам этого года прогнозируется 7% – это очень много. Инфляция официально составляет порядка 50%, но МВФ оценивает ее в 150%, потому что там регулируются цены, там множественные курсы валют. То, что мы проходили в конце 1980-х годов, когда курсы валют официальный и реальный отличаются в разы. Там товарный дефицит. Как и в Советском Союзе из-за регулирования цен существенная часть потребительских товаров исчезла из продажи, существует черный рынок. Венесуэла — это такое поразительное сочетание того, что демократические институты, то есть альтернативные выборы сочетаются практически с позднесоветским экономическим строем, какой мы наблюдали при Горбачеве, с дефицитом, с очередями, с гиперинфляцией.
Большинству венесуэльцев крайне надоели экономические трудности, и они хотят перемен. Которых они, однако, в ближайшем будущем не получат. Не факт, что эти перемены вообще произойдут, потому что отменить все, что было сделано за последние 15 лет, потребует и огромной силы воли, и огромных усилий. Но, по крайней мере, статус-кво изменился, и баланс власти изменился тоже, считает обозреватель BBC Иоланду Валери.
По его мнению, главный вопрос заключается в том, как правительство, уже признавшее свое поражение, будет вести себя на практике. Что они будут делать, когда Национальная ассамблея, например, попытается провести новый закон об освобождении всех политических заключенных, среди которых и бывший лидер оппозиции, человек, противостоявший Мадуро на выборах, Леопольдо Лопес.
Впрочем, действующий президент уже заявил, что намерен наложить вето на некоторые законы, которые собираются принять победившие на выборах оппозиционеры. В частности, Мадуро заявил, что не подпишет закон об амнистии, по которому из тюрем могут выйти несколько десятков политзаключенных.
Глава государства заявил, что на выборах “при помощи лжи и обмана” победили “плохие парни”. Мадуро также призвал уйти в отставку правительство – “чтобы оценить необходимые изменения внутри исполнительной власти”.