Литва избавилась от полной зависимости от Газпрома, но цена нового газа может быть выше
В понедельник приплывшее в Клайпеду судно-хранилище сжиженного природного газа Independence дает в руки Литве козырь, чтобы вести переговоры о ценах на газ с “Газпромом”, который и дальше должен оставаться важным поставщиком.Пока терминал СПГ, который начнет действовать с 3 декабря, может поставлять около половины потребностей Литвы в газе.
Большая часть энергетиков и экономистов признают, что вопрос, сколько будет стоить газ в Литве, сложный. На особое снижение цены не рассчитывают, но не исключают, что после появления судна СПГ “Газпром” может еще больше снизить свою цену.
Пока терминал СПГ, который начнет действовать с 3 декабря, может поставлять около половины потребностей Литвы в газе.
Большая часть энергетиков и экономистов признают, что вопрос, сколько будет стоить газ в Литве, сложный. На особое снижение цены не рассчитывают, но не исключают, что после появления судна СПГ «Газпром» может еще больше снизить свою цену.
“Могу гарантировать, что в 2015-2016 г. газ для потребителей не подорожает”, – сказал в интервью в передаче “Доброе утро, Литва” на телеканале LRT премьер Альгирдас Буткявичюс.
“Как дальше будут меняться цены, будет зависеть от изменений на рынке”, – сказал министр энергетики Рокас Масюлис.
Глава компании Litgas Доминикас Тучкус сказал, что цены связываются с индексом Великобритании, так как это самый ликвидный рынок.
В настоящее время Литва заключила договор о минимальной поставке газа с Statoil. Пять лет эта компания обязуется поставлять по 540 млн. кубометров газа в год. Это примерно четверть всей потребности Литвы.
“Никто не знает, по какой цене мы будем покупать газ из терминала СПГ, потому что на этом рынке нет возможности заключать долгосрочные контракты, и даже нет такого централизованного рынка, как в секторе электроэнергии или нефти. Каждый раз, когда возникает необходимость, ищут, какое судно или платформа может поставить газ за приемлемую цену. Так как это новый рынок, можно сказать, что цена будет сильно меняться”, – сказал DELFI экономист банка Nordea Жигимантас Маурицас.
“В один период, например, летом, газ может быть дешевле из России, а в другой период – из Инчюкалнского хранилища в Латвии, в другой раз может быть дешевле из терминала СПГ. Нельзя рассчитывать на то, что только газ, поставляемый на судне, будет дешевле”, – сказал он.
Цену на газ можно стабилизировать, создав региональную биржу газа.
“Как можно скорее надо создавать общий рынок Балтийского региона, включить туда Финляндию, Польшу. Но латыши подписали договор с «Газпромом», что до 2017 года не могут этого делать, поэтому речь может идти о 2020-2022 г”, – сказал Маурицас.
По словам экономиста, терминал СПГ – очень большой шаг вперед в обеспечении энергетической независимости, но необходимы и другие шаги.
“Литва показала пример латышам, а особенно – эстонцам и финнам, которые все еще не могут договориться, где строить региональный терминал СПГ. Мы можем порадоваться, что утерли нос, но этого недостаточно, надо что-то делать дальше, чтобы использовать инфраструктуру. Если бы мы создали общий рынок, стали бы основными его игроками”, – сказал собеседник.
Не хватает пропускной способности
Представитель Литовского энергетического института Вацловас Мишкинис считает, что на цену, за которую Литва будет покупать газ, могут влиять не только экономические, но и политические мотивы.
“Цены на газ в Литве были самыми высокими в мире. Если “Газпром” будет стараться удержать наш рынок, он должен будет снизить цену. Трудно представить, что “Газпром” мог бы совсем блокировать поставку и не стараться сохранить определенную часть рынка в Литве. Возможно, что терминал будет действовать на минимальном режиме, так как “Газпром” может снизить цену ниже той, которую мы можем получить от терминала. С другой стороны, если отношения на востоке останутся такими же напряженными, то на цену будет влиять ситуация на международных рынках”, – сказал он.
По словам энергетика, в Литве должен исчезнуть страх, что будет, если в середине зимы “Газпром” закрутит кран.
Согласно нынешней пропускной способности, терминал мог бы поставлять около половины необходимого для Литвы газа. Когда будет оборудован более мощный газопровод от Клайпеды до Куршенай, можно будет поставлять весь необходимый газ.
За аренду терминала Independence Klaipėdos nafta будет платить около $68,9 млн (186 млн. литов) в год. Норвежская компания Hoegh LNG не только будет сдавать судно с экипажем, но и предоставлять услуги по его обслуживанию. Через десять лет Klaipėdos nafta сможет выкупить судно, но не раскрывается, за какую сумму.