Правительство Бразилии пытается изменить расточительную пенсионную систему

Правительство президента Бразилии Мишеля Теммера борется за введение амбициозной повестки реформ. В декабре конгресс утвердил 20-летнее ограничение на увеличение государственных расходов. Для реализации этого намерения сейчас обсуждается вопрос об изменениях в ограничительном трудовом законодательстве и радикальной реформы щедрой и дорогой пенсионной системы страны. 

На фоне непопулярной администрации, которая столкнулась с потоками обвинений коррупции, реформы вызвали ожесточенную сопротивление: уличные протесты, даже попытку всеобщей забастовки. Но экономисты рассматривают изменения как важные для решения огромного дефицита бюджета Бразилии, пишет FT.

“Они фундаментальны, – говорит Фернандо Холанда, профессор экономики Фонда Гетулио Варгас в Рио.

Маркос Тройхо, профессор международных отношений в Колумбийском университете, говорит, что реформы имеют решающее значение для “выравнивания игрового поля” для экономики, которая погрязла в худшей рецессии в своей истории. – Это шаги, которые устраняют опасность, – добавляет он.

Государственные расходы взлетели в период левого правительства президента Дильмы Руссефф. В 2014 г. центральное правительство зафиксировало первичном дефиците Бразилии с начала внедрения нынешней системы финансовой статистики в 1997 г.

В прошлом году г-жа Русефф была подвергнута импичменту по обвинению в нарушении законов о бюджете, а г-н Темер, ее бывший вице-президент, пришел к власти.
В декабре сенат одобрил конституционную поправку, ограничивающую увеличение государственных расходов до уровня инфляции за предыдущий год, вызвав протесты по всей стране. Правительство заявило, что расходы на здравоохранение и образование будут сохранены, но Филипп Алстон, специальный докладчик ООН по вопросам крайней нищеты и прав человека, назвал меры жесткой экономии “социально регрессивными”.

Утверждение поправки рассматривалось как важный признак способности правительства влиять на непокорный конгресс Бразилии.

В марте конгресс принял законопроект, позволяющий компаниям передавать на аутсорсинг любую работу и продлевать максимальный срок для временных трудовых договоров до шести месяцев с трех. В апреле его нижняя палата одобрила реформы в ограничительном трудовом законодательстве Бразилии, прекратив обязательные профсоюзные взносы и разрешив коллективные переговоры.

Правительство также предложило ввести универсальный минимальный пенсионный возраст с 65 лет, по сравнению с его нынешними очень щедрыми положениями, которые означают, что многие могут уйти на пенсию в 50 лет.

По данным правительства, число бразильцев старше 65 лет вырастет с 17,5 млн. до 58,4 млн. к 2060 г. Это связано с тем, что, согласно докладу Всемирного банка, опубликованному в апреле, пенсии уже составляют около трети государственных расходов в Бразилии. “Предлагаемая реформа приблизит Бразилию к международным стандартам, – говорится в докладе Всемирного банка в апреле. – Без этого государственная пенсионная система не является финансово устойчивой”.

Но протесты уже привели к тому, что правительство смягчило свои предложения. В настоящее время, например, минимальный возраст выхода на пенсию для женщин предлагается установитьв в 62 года . Льготы для самых бедных будут по-прежнему связаны с минимальной зарплатой в законодательстве, а возраст для выхода на пенсию ниже 65 лет уже предлагается для учителей, полицейских и сельских работников, что снижает потенциальную экономию.

Национальная конфедерация епископов Бразилии, бразильская коллегия адвокатов и Федеральный совет экономики раскритиковали эти предложения и призвали к более широкому обсуждению.

Национальная ассоциация налоговых аудиторов оспаривала данные правительства, утверждая, что дефицит пенсионных средств можно преодолеть за счет повышения производительности, сбережений, налогов и создания больше го числа легальных рабочих мест.

28 апреля забастовки против реформы пенсионного и трудового законодательства привели к закрытию школ, компании и транспортных сетей в Бразилии. Уличные протесты в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро сменились насилием, поскольку полиция использовала слезоточивый газ и резиновые пулие.

Опрос Института Datafolha, опубликованный 1 мая, показал, что 71% респондентов выступают против пенсионной реформы.

Но ситуация в Рио-де-Жанейро, где уязвимое государственное правительство изо всех сил пытается платить больше пенсионерам, чем трудящимся, служит предупреждением, говорит Тьяго де Арагао, директор отдела разведки Arko Advice, политического консультанта Брасилии. “Люди хотели бы, чтобы пенсионная реформа практически ничем не изменилась”, – говорит он, добавив, что такое решение было бы математически невозможно.

Г-н Темер имеет более прочную позицию в Конгрессе, чем г-жа Руссефф, говорит г-н Арагау, в то время как его непопулярность может фактически помочь его администрации провести пенсионную реформу, потому что ему нечего терять.

Реформы, возможно, не пользуются народной поддержкой, но они, по крайней мере, имеют парламентскую поддержку, добавляет Гил Кастелло Бранко, экономист и основатель некоммерческой конрольной организации Contas Abertas, которая анализирует публичные счета. – Это было необходимо надолго”, – говорит он.

Комментарии

Комметирование закрыто.