Неоднозначное “Открытие”

Основной вопрос на перспективу, который всплывает в связи с “Открытием” — как быть с пенсионными фондами, накопившими неоднозначные активы. Очевидно, что ЦБ переоценил свои возможности по надзору не только за банковским, но и за пенсионным рынком.

В стране стало одним госбанком больше — ЦБ ввел в банке “Открытие” временную администрацию, пообещав войти в капитал банка через специально созданный Фонд консолидации банковского сектора. Нынешним акционерам останется 25% банка, но только в случае, если в банке не будет отрицательного капитала — иначе сегодняшние собственники лишатся каких-либо прав на банк полностью. Вся процедура, как надеются в ЦБ, займет не более 8-9 месяцев, после чего рейтинг банка может быть восстановлен до инвестиционного. В СМИ уже появились слухи, что отрицательный капитал в «Открытии» появится — и якобы он может быть сопоставим по размерам с дырой, выявленной в Банке Москвы (14 млрд долларов, или более 400 млрд рублей).

Можно предположить, что эти слухи могут иметь отношение к действительности — ведь, согласно РСБУ за 1 полугодие 2017 года, банк “Открытие” прокредитовал компании, занимающиеся торговлей ценными бумагами и другими финансовыми операциями (банки сюда не входят) на 700 млрд рублей. Косвенно о кредитовании банком “Открытие” связанных с ним финансовых компаний может говорить тот факт, что пока банк договаривался о вливании денег с ЦБ, попутно он переводил под свой контроль “Открытие брокер” и три НПФ — видимо, это было одним из условий того, что ЦБ входит в капитал банка. Регулятор, по всей видимости, стремится полностью сделать прозрачной для себя структуру активов банка.

В настоящее время, как известно тем, кто следит за этим сектором экономики, НПФ больше не обязаны раскрывать структуру своих вложений. А из СМИ известно лишь, что фонды, подконтрольные “Открытию” — РГС, Электроэнергетики и “ЛУКОЙЛ-Гарант” (277 млрд пенсионных накоплений и около 50 млрд пенсионных резервов в совокупности на 1 полугодие 2017 года) , на конец 2015 года вложили часть средств в облигации таких компаний, как “Хорус Финанс” ( привлекает средства на долговом рынке для девелоперской Группы Хорус), “Прайм финанс” (занимает для O1 Properties Бориса Минца), “ОВК ФИнанс” (финансирует проекты ОВК Группы ИСТ).

Из свежей отчетности НПФ за 1 полугодие 2017 года следует, что более половины портфеля акций “Лукойл-Гаранта” — акции “кредитных организаций, банков-нерезидентов и некредитных финансовых организаций”, то же самое у НПФ РГС (который и вовсе держит пакет в 3,3% своего владельца, банка “Открытие”). “Остается только вопрос, как Центральный Банк, который теперь полностью взял ответственность за эту ситуацию на себя, решит вопрос с активами этих НПФ, которые во многом состоят из акций самого ФК “Открытия” и различных собственных облигаций», — написал на своей странице в Фейсбуке Сергей Васильев, председатель совета директоров “Русских фондов”.

Однако даже вхождение ЦБ в капитал банка “Открытие” вовсе не гарантирует, что проблема активов НПФ, если таковая есть, будет решена. Источник “Эксперта” на пенсионном рынке отмечает, что ЦБ практически ничего не сможет сделать. Распродать выпуски облигаций родственных компаний, к примеру, особенно если они малоликвидны, без потерь не удастся, а фиксация убытка — прямой путь к докапитализации фондов. При этом у ЦБ нет никакого механизма заставить прежних акционеров НПФ восполнить потери — разве что путем переговоров и уговоров.

На рынке сейчас царит благостное настроение относительно пенсионных накоплений — мол, возвращать их в виде пенсий все равно массово придется только в 2027 году (когда на пенсию выйдут мужчины 1967 года рождения, у женщин накопления и пенсии обычно меньше). Но основной риск для НПФ с плохими активами, это вовсе не выплаты накопительной пенсии, предупреждает собеседник “Эксперта”, а переход застрахованных лиц из одного НПФ в другой со своими накоплениями. Если клиенты НПФ “Лукойл-Гаранта”, НПФ Электроэнергетики и РГС вдруг решат поменять фонды, то у фондов и его акционеров — а теперь и у ЦБ — могут появиться проблемы. Отток клиентов тем более вероятен, что, во-первых, по итогам 1-го полугодия упомянутые НПФ показали доходность по пенсионным накоплениям ниже, чем у ВЭБа, а во-вторых, в их портфелях много акций — и те же акции “Открытия2, например, могут по итогам года серьезно подешеветь.

Всего этого можно было бы избежать — по крайне мере в таком масштабе — если бы ЦБ не убил полностью всю систему раскрытия информации пенсионными фондами. “То, что сделано регулятором с отчетностью НПФ за последний год, у меня вызывает ощущение ужаса. Банк России практически снес всю систему публичного раскрытия информации о пенсионных накоплений, которая, конечно, была несовершенная, но позволяла анализировать эффективность управления портфелями пенсионных накоплений, — говорит зав.забораторией анализа институтов и финансовых рынков РАНХиГС Александр Абрамов. — Теперь на сайте ЦБ даже пропала специальная отчетность НПФ по накоплениям в интегрированной форме. Как мне видится, концептуально ЦБ дал понять, что публике не надо знать, как работает тот или иной НПФ, всю отчетность о деятельность НПФ он собирает только для себя. Это означает, что для общественности практически закрыта реальная информация о структуре портфеля накоплений и резервов названных фондов. В этом легко убедиться, если посмотреть сайты данных фондов. Вряд ли архаический бухгалтерский баланс является тем документом, который раскрывает информацию, необходимую для анализа эффективности портфелей. Банк России, видимо, собирает у НПФ информацию о параметрах портфелей на ежемесячной основе, но что он с ней делает, не понятно. Никаких исследований и отчетов на этот счет он не публикует. Деликатно выражаясь, это очень тревожная ситуация”.

C 2018 года не более 10% акций или долей УК, НПФ и страховых организаций может находиться под прямым или косвенным контролем компаний, зарегистрированных в офшорах, однако основная проблема нашего финансового рынка, с которой мегарегулятор пока не может справиться — вложения в родственные и “дружественные” компании, и простым запретом на владение оффшорами ее не решить.

Комментарии

Комметирование закрыто.