Китай заставляет западные компании передавать свои технологии под угрозой изгнания с рынка

Между Америкой и Китаем назревает очередной скандал. Причем, Вашингтон в нем выступает на страже не только своих корыстных интересов, но и, можно сказать, всего развитого мира, и даже некоторым образом России. Речь идет об обнародованном вчера докладе  Торговой палаты США, который констатирует растущую агрессию со стороны Китая, направленную на получение передовых западных технологи.

Эта политика реализуется довольно изощренным способом, в первую очередь, по отношению к ведущим мировым компаниям, имеющим интересы на китайском рынке. Китай почти напрямую говорит, если не хотите передавать нам ваши технологии, ничего у вас здесь не получится, и вообще, вас здесь никто не держит. Иностранцам приходится балансировать в рамках приличий, и смиренно молчать. Выступать с открытым забралом – не  в их интересах, поскольку они оказались практически прижаты к стенке. Компании не могут просто плюнуть и покинуть огромный китайский рынок, с которым связывают планы  роста.

В докладе указывается, что в подобной ситуации, в частности,  находятся  такие фирмы Siemens, General Electric и Microsoft.

Экспроприация технологий проходит под знаком, так называемой,  кампании “местных инноваций”. Этот правительственный план предполагает превращение страны к 2020 г. в один из мировых центров инновационных технологий, а к 2050 г. – в мирового лидера в этой области. С чисто практической точки зрения он предоставляет преференции местным технологиям при осуществлении госзакупок и реализации правительственных программ.

В докладе Торговой палаты США также упоминаются  недавние изменения в патентном законодательстве Китая, которые позволяют местным компаниям с легкостью блокировать западных конкурентов.

Еще одним примером служит ситуация с разработкой реактивного пассажирского самолета. Американские GE и Eaton, выиграли контракт на поставку  систем для этого проекта. Однако, по условиям контракта, они должны сотрудничать не напрямую, а через совместное предприятие. После того, как эти технологи будут переданы, западные аэрокосмические компании останутся в стороне от осуществления проектов в Китае. Более того, им придется конкурировать на мировом рынке с китайскими компаниями, к созданию которых они приложил руку, говорится в докладе.

Ситуация до боли напоминает набирающую темпы конкуренцию, с которой приходится сталкиваться  российским производителям боевой авиатехники  на мировом рынке вооружений.

Нашим приходится защищаться, идя на нарушение достигнутых соглашений.  Недавно РСК “МиГ” и АХК “Сухой” Михаил Погосян выступил против подписания нового крупного контракта на поставку российских реактивных двигателей РД-93, которыми оснащаются китайско-пакистанские истребители FC-1 (в пакистанской версии – JF-17). Контракт на поставку в Китай 100 двигателей РД-93 планировалось подписать к маю. Однако Погосян считает, что FC-1 является прямым конкурентом российских МиГ-29. Оба самолета участвуют в тендере, объявленном Египтом.

Разрешение на реэкспорт в Египет РД-93 в составе FC-1 было дано ФСВТС в ноябре 2007 г.  Двигатель может быть также поставлен в Нигерию, Бангладеш, Алжир и Саудовскую Аравию, писал “Коммерасант”.

На прошедшем недавно авиасалоне в Фарнборо Китай дебютировал на  международном рынке военной авиации с истребителем FC-1 (JF-17). Ранее он  нигде на выставках международных не демонстрировался.

РБК напоминает еще один случай.  Россия, желая выйти на китайский рынок вооружений, передала Пекину “отверточную” сборку истребителей Су-27СК, однако этот шаг не оправдал себя. В итоге Китай выявил технологию, модернизировал самолет и начал налаживать серийное производство, назвав его J-11.

Россия начала поставки Су-27СК в Китай в 1992 г. Тогда был заключен договор на 76 истребителей этого класса, а в 1995 г. РФ продала лицензию на производство еще 200 самолетов. С 1996 года под названием J-11 их строили в Шэньяне с использованием российских компонентов.

К 2003 г. Россия поставила 95 комплектов для J11, еще на 105 Китай контракт не подписал. Официально китайская сторона объяснила односторонний выход из соглашения ограниченными боевыми возможностям самолета. Постепенно начал нарастать удельный вес китайских компонентов и достиг в итоге 90%. Уже в 2007 г. Китай продемонстрировал первые прототипы модели J-11B – почти полную копию Су-27СМК.

А в прошлом месяце стало известно, что Шеньянская авиационная корпорация Китая создала копию российского палубного истребителя Су-33. Модель получила название J-15 (Цзянь-15), передает “Интерфакс” со ссылкой на майский выпуск авторитетного военного издания Kanwa Asian Defence, которое выходит в Канаде и Гонконге.

В качестве основы для китайского истребителя взят опытный самолет Т10К советских времен, который достался КНР от Украины. Ранее китайским инженерам не удавалось решить проблему раскладывающегося крыла палубных истребителей, однако теперь эта задача решена

Подобные примеры касаются и других видов наших вооружений.

Обнародованный американский доклад наверняка вызовет болезненную реакцию со стороны Пекина. Там очень нервно реагируют на подобные обвинения. Однако Китай прекрасно сознает, что предпринять против него каких-либо действенных мер никто не решиться. Поскольку Запад, и в первую очередь США  стали заложниками своей собственной экономической политики по отношению к нему.

Комментарии

Комментировать

Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.