В китайских бизнес школах начинают преподавать учение Маo Цзэдуна

Чужая душа потемки, китайская – полный мрак. Впрочем, то же самое они могут сказать о русской душе, глядя на нас. Хотя разница все же есть. Нам бы точно в голову не пришло читать Ленина  в поисках ответов, как вывести свой бизнес на новый уровень,  либо повести реформы в экономике. Сейчас за этим идут записываться на МBA. В Китае же после финансового кризиса 2007 г. в США курсы по западной экономике и менеджменту стали редкостью в бизнес школах. Их место заняли лекции по учению Мао Цзэдуна.

И дело не в том, что маоизм до сих пор является официальной идеологией Коммунистической партии Китая. Его в этих бизнес школах никто не насаждает, а сама теория Великого Кормчего в настоящее время с тем же успехом является и предметом открытой критики.Мао был создателем оригинальной концепции, базировавшейся на традиционной китайской философии. В созданной им революционной теории соединились на первый взгляд не соединимые вещи: конфуцианская система с ее почитанием родителей и начальства, с порожденной ею особой ролью чиновничества, уважением к обряду, ритуалу, этикету и традиции – с одной стороны, а с другой стороны – бунтарский дух книг Кропоткина, Бакунина и китайских анархистов начала века, которых Мао начитался в ранней юности (другой революционной литературы тогда в Китае просто не было). Из воспоминаний многих мемуаристов и позднейших обмолвок самого Мао следует, что с основными работами классиков марксизма-ленинизма он ознакомился лишь в начале 50-х годов – после завершения многолетней гражданской войны.

Как утверждает газета China Daily, слушатели института менеджмента Хуашанг при Пекинском университете не только сидят за книжками Мао, но и в обязательном порядке выезжают в область Цзинганшань на границе провинций Цзянси и Хунань. Здесь находится революционный музей, где выставлено вооружение Гоминьдана и партизан. На месте, где был расположен  штаб Революционных сил в 1927 – 1928 гг.,   экскурсовод рассказывает о тактике и стратегии отрядов Мао Цзедуна.

Познакомившись со славным боевым прошлым, слушатели отправляются по местным горным маршрутам. Особой популярностью пользуется тропа ведущая к Пику Пяти Пальцев (Wuzhifeng), горе, фигурирующей на банкноте в 100 юаней.

Юан Кингпенг (Yuan Qingpeng) директор школы менеджмента  Хуашанг,  первой среди подобных учебных заведений, внедрившей курс учения Моа, говорит, что когда великий вождь организовывал революционно-освободительную армию, он, как и нынешние начинающие китайские бизнесмены, испытывал сложности. У него не было опыта, денег, ресурсов.  По словам Кингпенга, Мао верил в единство мысли, силу действия, демократичный менеджмент, научную организацию труда, поощрение таланта –  все составляющие необходимые и для успешного ведения бизнеса и в наши дни. Он считает, что военная тактика и философия Мао также применимы для развития компании.

В качестве иллюстрации он приводит следующий пример. Компания Changbaishan Wine Group безуспешно пыталась выйти на рынок вина Пекина и Шанхая. После этого она решила изменить тактику и сосредоточить свои усилии на городах поменьше – Циньхуандао и  Чэнду.  Там дела компании пошли в гору. Ну, и, в конце концов, пошли в рост продажи в мегаполисах.

Кингпенг говорит, что этот случай приводит на память третий этап партизанской войны, который  Мао Цзэ-дун назвал “деревня захватывает город”.

В принципе, у этой теории есть другое толкование. Как повествует  в своей лекции “Наследие Мао для радикала конца XX – начала XXI века” Александр Тарасов,  учитывая, что перед Мао стояла задача непрерывно вести пропаганду среди отсталого, неграмотного и не по-европейски мыслящего крестьянства, он постоянно пользовался подобными яркими и афористичными, но некорректными, с точки зрения научного подхода, определениями. Понятия “город” и “деревня” означали, соответственно: “начальство, государственных чиновников и праздных бездельников”, с одной стороны, и “трудовое население забытого богом уголка, которого это начальство постоянно обирает” – с другой.

Впрочем, у большого мыслителя каждый найдет свое.  Главное, что у Changbaishan Wine Group растут продажи.

Комментарии

Комментировать

Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.