Пенсионеры второго сорта

Суверенный фонд Норвегии, крупнейший в мире в своем роде, получил 5,3% прибыли от инвестиций в 1 кв. на фоне существенного роста фондовых рынков Азии и Европы, а также, благодаря слабой национальной валюте. На прошлой неделе пришла еще одна новость: российское правительство возвращается к инвестированию накопительной части пенсий. Каковы возможности приумножить накопленное для наших будущих пенсионеров через механизм, предлагаемый государством?

Итак, давайте по порядку. Начнем с Норвегии, которая также получает значительную долю доходов от нефти и газа.

Инвестиционное управление Центрального Банка Норвегии, которое управляет фондом, заявило на днях, что получило за первые три месяца года прибыль в размере 401 млрд. норвежских крон ($52,42 млрд). Общая стоимость фонда на 31 марта оценивалась в NOK7,012 трлн. ($900 млрд.).  Это чуть ли не в три раза больше, чем российские золотовалютные резервы и Стабфонд и Фонд национального благосостояния вместе взятые. Напомню, что население нашего северного соседа – почти вдвое меньше, чем в Москве (5,16 млн. человек).

Инвестиции в акции принесли 7,05% в 1 кв., в то время как инвестиции в бумаги с фиксированным доходом – 1,6% и недвижимость – 3,1%. Были зафиксирован сильный рост в акциях, особенно в Азии и Европе, заявил управляющий фондом. Наиболее эффективными классами активов стали зравоохранение и потребительские товары.

“Был зафиксирован существенный рост на европейском рынке после слабой динамики в прощлом году”, – заявил главный исполнительный директор фонда Ингве Слингстад.

Ослабление кроны против многих основных валют, включая доллар, принесла дополнительную прибыль фонду в размере 175 млрд крон в 1 кв.

Фонд, который также еще называют Нефтяным фондом или Фондом будущих поколений (Государственным пенсионным фондом), увеличил свою долю в инвестиции государственных облигациях США, Японии и Франции, и снизил долю в госбумагах, выпущенных правительствами  Нидерландов, Италии и Бразилии.

Порядка 62,5% активов фонда на конец 1 кв. было инвестировано в акции, 35,3% – в облигации и 2,3% – в недвижимость.

Несколько недель назад я писал, что в прошлом году фонд принес около 7,6% прибыли. Вообще-то, та статья начиналась о ситуации с нашим Фондом национального благосостояния, который также, как и норвежский, получает средства для инвестиций от продажи нефти и газа.

Пересказывать незавидную судьбу нашего фонда не буду. Теперь о том, что на прошлой неделе правительство вернулось к механизму инвестиций накопительной части пенсии. Напомню, что собранные в 2013 и 2014 гг в его рамках средства были безвозвратно потрачены на госнужды, прежде всего, на затыкание дыр в Пенсионном фонде.

Сейчас правительств собирается инвестировать деньги будущих пенсионеров в инфраструктурные облигации. Что светит нашим гражданам?  Проблема в том, что эффективность проектов, под которые выпускаются эти бумаги, вызывает очень большие сомнения. В лучшем случае прибыль от них будет копеечная, да и то через много-много лет, если ее окончательно не съест инфляция.  Это в лучшем случае. В худшем, они могут вообще не отбиться или же частично будут просто разворованы. Примеров тому – огромное множество на сайте Счетной Палаты.

Конечно, инвестиции в инфраструктуры нужны, нужно и преумножать пенсионные накопления. Но в нынешней ситуации первая задача является главной.

В России очень слабая финансовая система и только за счет собственных финансовых ресурсов наша экономика развиваться не может. 72 трлн руб. – объем валового внутреннего продукта, 32 трлн руб – денежная масса, которую можно использовать для кредитов и заемных фондов. Объем денежной массы в 44% от ВВП – это финансовая система отсталой латиноамериканской страны. Во всех развитых странах отношения денежной массы к валовому внутреннему продукту почти 100%. В развивающихся странах, которые развиваются быстрыми темпами, там и 200%, как в Китае, например. Это дает возможность инвестиций и финансового, и экономического развития, отмечает бывший советник правительства РФ, профессор Бернштам.

В России этого нет. Почему? Внешние рынки закрыты. Печатать деньги нет возможности – посмотрите на инфляцию. Остается только запустить руку в госфонды. Поэтому размораживание инвестиций в рамках механизма накопительной части пенсий, прежде всего, стоить рассматривать как возможность получения дармовых денег госкорпорациями и приближенных к власти бизнесменами. Интересы будущих пенсионеров – на десятом плане.

Комментарии

Комметирование закрыто.