Назад в будущее

Всем, кто интересуется экономикой и хочет узнать ближайшее будущее страны – рекомендую лекцию экономиста, директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич  “Кризис в России — региональная проекция: чего ждать и к чему готовиться”. Конечно, она не пророк, но как никто другой держит руку на пульсе страны.  Зубаревич-  дотошна, беспристрастна и убедительна. Я во многом с ней согласен, но она не учитывает влияния на нас внешнего фактора. Рост мировой экономики балансирует на грани срыва. И, если он затормозиться, нам не миновать последствий, несмотря на отрезанность от внешних рынков и изоляцию.  Хотя, вроде бы, ниже падать уже некуда. Привожу несколько тезисов ее лекции.

Очередной кризис в российской истории — не первый, но совершенно новый. Мы этот кризис создали особенностями своего институционального дизайна, своим климатом, своими решениями.

Он, в отличие от предыдущих,  начался как внутренний. С 2013 года перестала расти промышленность, начали падать инвестиции, начали резко копиться и нарастать долги бюджетов регионов. Мы этот кризис создали особенностями своего институционального дизайна, своим климатом, своими решениями. И только потом, во второй половине 2014 г., уже полетели цены на нефть. В 2015-м на четверть попадали цены на цветные металлы, на уголь, сейчас — и на железную руду, на целлюлозу. То есть это стало добавлять, добавлять, и наша экспортная отрасль сейчас себя чувствуют неидеально, за исключением химиков, — у них более или менее пока все нормально.

Но суть в том, что начинался этот кризис как внутренний. Это кризис плохих институтов. Это кризис, я бы так сказала, завершения старой модели роста. А нефть его уже просто припечатала.

Страна, которая три года подряд снижает инвестиции (а Россия такова), причем нарастающими темпами, — это страна, которая сжимает свое будущее. Нет инвестиций — нет новых рабочих мест.

Это очень сильный кризис потребления. Люди стали потреблять существенно меньше, даже по сравнению с тем, как упали их доходы: испугались люди.

Пока ситуация как-то разруливается. Но вопрос в том, что она не может разруливаться бесконечно. Один из способов разруливания — большая инфляция.

Резать внаглую расходы на соцзащиту уж совсем нехорошо, а вот на образование можно, и на здравоохранение тоже; поэтому россиянам придется адаптироваться к ухудшению.

Люди будут сжиматься и адаптироваться, потому что падение доходов было не таким сильным. Падение по регионам — 6-8%. Данным по замечательной республике Ингушетии просто не надо верить, там бессмысленно считать доходы, просто ничего не посчитаете.

Но суть в том, что вроде вдвое опережающими темпами сжали потребление по сравнению с падением доходов. Вот это наше все, вот это наш российский путь, этому учила нас вся наша история ХХ века уж точно: если что-то обламывается, экономь как можешь — выживешь. Экономь изо всех сил — что сейчас страна и делает. И никаких протестов. Недовольство растет, раздражение растет, все правда, — но ответ на это есть суперпростой: «А вы что хотели? Кругом враги, и нефть упала». И этот ответ воспринимается, люди понимают. Жизнь как зебра: черное, белое. Ну настала черная полоса — и адаптируются.

Население будет очень агрессивно, очень недовольно, но агрессия будет выражаться в битье тарелок на кухне, детей, периодически — жены, и облаивании соседа по автобусу, который вам чем-то там двинул. А еще веселее — соседняя машина на дороге, которую вы подрезали, или она вас подрезала. С битой будут бегать регулярно на российских автотрассах. Но это не политический процесс.

Мы выйдем из этого кризиса, несомненно, потому что политико-экономические циклы конечны, и по-другому в этом мире не бывает. Мы выйдем из него в новое что-то, пока непонятно что. С безусловно худшим человеческим капиталом, — и это медицинский факт, с ним ничего нельзя сделать. С еще более постаревшим населением, гораздо меньшим драйвом по сравнению с концом 80-х, когда у нас было желание попытаться делать что-то самим; это все издержки, которые мы благо приобрели. Но, тем не менее, такие люди будут. Кого-то жизнь и заставит.

 

Комментарии

Комметирование закрыто.