Лицом к лицу с рынком

Cегодня начинаются торги акциями Facebook, таким образом впредь только рынок будет решать, насколько успешными были прогнозы аналитиков и сбудутся ли надежды инвесторов, вложившихcя в IPO соцсети.

Cпрос на акции Facebook’s (FB) в преддверии сегодняшнего IPO напоминал золотую лихорадку, несмотря на значительное замедление роста прибыли соцсети. Второй раз на этой неделе Facebook увеличил количество акций на продажу, доведя их до 421 млн. Во вторник он поднял верхнюю границу размещения с $34 до $38 за акцию.

По объему первичное размещение соцсети может превзойти IPO General Motors (GM), считающего самым большим в истории фондового рынка, не говоря уже о Google (GOOG) и Microsoft (MSFT). Нынешняя рыночная стоимость компании равна размеру ее 25 годовых продаж, если бы такие показатели были у Apple (AAPL), он стоил бы $3 трлн., а не $510 млрд.

Если убрать эмоции, то финансовые показатели Facebook вызывают вопросы. Как я уже писал, согласно квартально отчетности за 1 кв., выручка упала по сравнению с предыдущим кварталом, как и операционная и маржинальная прибыль.

В годовом сравнении выручка увеличилась на 45%, составив $1,06 млрд. Но темпы роста выручки замедляются четвертый квартал подряд. Чистая прибыль составила 10 центов на акцию, что на 9% меньше, чем год назад. В 4 кв. был зафиксирован 18% рост, в 3 кв. рост он составил 54%.

“Facebook находится на этапе замедляющегося роста, а может и на пике прибыли”, – считает Рик Саммерс аналитик Morningstar.

Исследовательская компания не рекомендует свои клиентам, покупать акции слету.

“В целом мы полагаем, что Facebook потрясающая компания с огромными ожиданиями, но мы считаем, что она значительно переоценена с самого начала”, – говорит он.

Другим тревожным сигналом может служить заявление GM во вторник, о том, что компания сворачивает рекламу в соцсети из-за низкой отдачи. Это бросает тень на бизнес-модель Facebook, которая базируется на продаже рекламы.

“Это существенный момент, – говорит Джед Уильямс, старший аналитик исследовательской компании BIA/Kelsey. – Многие ставят под сомнение эффективность рекламы в соцсетях.

Вместе с тем объемы рекламы в соцсетях должны вырасти в этом году на 26% , до $4,8 млрд, согласно оценкам BIA/Kelsey. Это включает и рекламу LinkedIn (LNKD), Twitter и других ресурсах. Предполагается, что она достигнет $10 млрд. в 2016.

Станет ли решение GM’ началом тренда. Facebook придется доказать свою эффективность вложенных инвестиций.

“Это совершенное новые подходы для маркетологов с множеством вводных и вызовов – как измерить отдачу инвестиций считает Уильямс. – В настоящий момент не так много инструментов для измерения”.

На рекламу пришлось 82% выручки Facebook в 2011 г. остальное получено от партнерской деятельности с игровым сайтом Zynga (ZNGA).

В своей отчетности Facebook несколько раз упоминает о том, как падение доходов от рекламы будет негативно отражаться на бизнесе компании. В то же время она активно инвестирует в создание новых рекламных платформ, чтобы привлечь новых пользователей.

Несмотря на эти проблемы, не особых сомнений, что iPO будет успешным, другое дело – станет ли оно выгодным для частных инвесторов.
“IPO Facebook может стать удачно инвестиций, но сейчас это не самая выгодная покупка”, – считает Билл Гамильтон, исполнительный директор Sageworks, еще одной исследовательской компании.

 

Комментарии

Комметирование закрыто.