Китайский синдром

В последние дни на глаза попадалось довольно много аналитики пугающей, что китайский кредитный пузырь, о котором так много писалось и говорилось уже как года два-три, вот-вот  лопнет  и ввергнет мировую экономику в новый кризис.


Я предполагаю, что «обострение» этой темы можно объяснить отчасти тем, что Народный Банк Китая в минувшие выходные поднял ключевые процентные ставки по кредитам и депозитам с тем, чтобы попытаться снизить инфляцию, которая в  прошлом месяце вышла на уровень в 5,1%.  Напомню, что ЦБ повышает ставки уже второй раз за последние месяцы. Кроме того, с лета он раза три понимал ставки резервирования для банков, чтобы снизить доступность кредитования.  Новые деньги в экономике подталкиваю цены вверх.

Инвесторы не любят, когда регулятор предпринимает подобные шаги. Ведь, в результате  стоимость кредитования растет. Это отражается на деловой активности, и в конечном итоге,   выручке и прибыли компаний. Последние два параметра являются ключевыми для инвесторов и аналитиков. Инвесторы начинают продавать бумаги, рынок падает.

Но, как известно, кредиты идут не только в производство. Они направляются и на покупку активов, в том числе и со спекулятивными намерениями. Огромные средства, взятые  у китайских банков, были направлены в рынок недвижимости, что в результате привело к  тому, что ее стоимость выросла до заоблачных высот. Аналитики говорят, что рынок достиг пика. Дальше ему одна дорога – вниз.

Чем заканчивается подобного рода ситуация мы прекрасно знаем на примере США. Кризис 2008 г. формально начался с обесценивания  ипотечных облигаций, размещаемых для финансирования кредитов для приобретения жилья заемщиками низким уровнем дохода.  Бумаги обесценились, стоимость жилья рухнула.

Марк Харт, глава хедж фонда Corriente Advisors,  очень неплохо заработал, создав в 2006 г.  фонд, который ставил на падение американского рынка ипотечных бумаг. Недавно он провел презентацию перед потенциальными инвесторами, нового фонда, который будет реализовывать аналогичную  стратегию, но уже в отношении китайского рынка.

Харт утверждает, что Китай пребывает в последней стадии  «огромного кредитного пузыря». По его мнению, когда он лопнет, разразится кризис по масштабам и силе воздействия сопоставимый с впечатляющим экономическим ростом Китая, наблюдаемым на протяжении последних десяти лет.

Глава Corriente Advisors обращает внимание на то, что большинство инвесторов сейчас испытывают в отношении Китая довольно благостные настроения, напоминая, что подобное спокойствие среди большинства царило накануне краха рыка облигаций США и европейского бюджетного кризиса.

Харт приводит «материальные» доказательства в пользу своей позиции. Так, он обращает внимание на избыток выпускаемой продукции. Китай употребил только 65% произведенного им цемента,  и производит больше стали,  чем  семь самых крупных мировых «сталеплавильных» стран вместе взятых. При этом его избыток металлургических мощностей составляет 200 млн. тонн – это больше объемов производства стали Евросоюзом и Японией в этом году.

Кроме того, в настоящей время избыток площадей различного рода недвижимости составляет 3,3 млрд. кв. метров. Каждый год в Китае сдается 200 млн. кв. метров новых площадей. Соотношение стоимости недвижимости к ставкам ее аренды в самых крупных городах Китая составляет значение 39,4. Во время кризиса на рынке недвижимости в США  этот показатель вырос до 22,8.

Как и перед кредитным кризисом на Западе, китайские банки не отражают свои кредиты, идущие на инвестирование  инфраструктурных проектов, на своих балансах. Эти деньги числятся за региональными инвестиционными компаниями – госучреждениями, которые вкладывают занятые деньги в основные активы.

Ну, и последнее, Харт берет на себя смелость утверждать, что ресурсы китайского правительства, которые оно может направить на спасение банков, отнюдь не безграничны, как то принято считать. По оценкам Corriente, соотношение долга китайского правительства к ВВП страны составляет  107%, т. е.  цифра в пять раз выше официальный данных.  И, это консервативная оценка. В реальности этот показатель может составлять и 200%.

Харт делает вывод, что Китай вместо ключевого двигателя роста мировой экономики может нести  в себе серьезные риски для этой экономики.  Вот такая тревожная аналитика.

Комментарии

Комментировать

Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.