Греческий кризис: бег по кругу

Новая программа финансовой помощи Греции поможет погрязшей в долгах стране лишь несколько месяцев, прежде чем она вновь столкнутся с перспективой дефолта или необходимостью радикальной реструктуризации –  таков посыл статьи, опубликованной Reuters.  Она напомнила мне мнения скептиков годичной давности о том, что выделение кредитов Греции МВФ  и Евросоюзом лишь отодвигает решение проблем, которые со временем становятся еще более острыми.

Агентство пишет, что предстоящий транш помощи размером 12 млрд евро, являющийся частью первой программы, даст Греции время лишь до сентября при том условии, что греческому правительству все-таки удастся протащить пакет новых мер бюджетной экономии через парламент. Решение о транше министры финансов еврозоны надеются принять к середине июля.

Однако проблема в том, что вторая программа спасения, подробный план которой министры планируют обнародовать в начале июля, строится по такому же принципу, что и первая: она не включает прямые меры сокращения огромного долга Греции, а лишь предотвращает дефолт до тех пор, пока Афины не смогут реформировать бюджет, а экономика страны не начнет пробивать себе путь из темницы проблем.

То, что такой подход является неэффективным, стало окончательно понятно через 9 месяцев после старта первой программы помощи, когда Афинам не удалось достичь установленных показателей долговой нагрузки и роста ВВП, а поддержка мер экономии бюджета среди населения и политиков стала таять на глазах.

По этой причине рыночные игроки будут волноваться, не вынудит ли вторая программа финансовой помощи Грецию принять еще более радикальное решение: уменьшить долг за счет убытков частных и государственных кредиторов.

С сегодняшнего дня и до конца 2014 г, когда, по словам источников Reuters, закончится вторая программа помощи, у Греции будет множество поводов, чтобы такое решение принять.
Евросоюз и МВФ назначили ежеквартальные проверки, чтобы определить, есть ли прогресс в достижении поставленных целей по долгу и темпам роста экономики, чтобы можно было предоставить Греции следующий транш финансовой помощи; неопределенность относительно выдачи пятого транша разочаровала рынки на прошлой неделе, а следующая проверка состоится в конце сентября.
Всеобщие выборы назначены на октябрь 2013 г., и решения правительства могут попасть под влияния предвыборной гонки. Кроме того, если премьер-министр Георг Папандреу продолжит терять голоса в парламенте, вариант досрочных выборов также нельзя исключать.

Как и первая программа помощи объемом 110 млрд. евро, вторая программа предполагает солидное государственное участие. Оба плана также предусматривают, что Греция будет получать десятки миллиардов евро от продажи государственных активов, при этом второй должен ускорить процесс.
Разница между двумя программами в том, что новый план предусматривает участие частного сектора. По словам источников, если удастся разрешить юридические и технические вопросы, частный сектор сможет выкупать около 30 млрд евро госдолга Греции.

Данный шаг выгоден скорее с точки зрения политики, нежели экономики. Евросоюз, ЕЦБ и МВФ смогут сократить объем выплат, что вызовет меньше недовольства со стороны налогоплательщиков стран- доноров, однако долг Греции от этого меньше не станет.

Давление на греческую экономику останется высоким, так как стране предстоит выплачивать долг за счет налоговых поступлений, генерируемых благодаря экономическому росту. И здесь прогноз совсем печальный: ЕС, МВФ и ЕЦБ ожидают сокращения экономики Греции на 3,8%, тогда как изначальный план был рассчитан с учетом сокращения экономики на 3%, а некоторые аналитики говорят о возможном уменьшении на 5%.

Комментарии

Комментировать

Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.