Дырка от бублика, а не рост

Условия, в которых придется работать в 2014 году – самые сложные с момента кризиса 2008-2009 гг.  Рост ВВП оценивается на достаточно низком уровне в 0,5%, а возможно и около 0. Существуют риски снижения цен на нефть. При этом цена нефти, балансирующая бюджет составила 113 долларов за баррель в 2013 г., признал вчера глава Минфина Силуанов.

Сохраняющийся отток капитала снижает возможности для роста инвестиций и экономики, что создает риски несбалансированности бюджетов. При этом основной причиной оттока капитала является неопределенность развития геополитической ситуации. (Кто в этом виноват – министр скромно умолчал) . Из 63 млрд. долл. оттока капитала в первом квартале 2014 года, 20 млрд. пришлось на рост объемов наличной иностранной валюты на руках у населения, а в целом «долларизация» сбережений населения и юридических лиц превысила 50 млрд. долл., говорится в его заявлении, опубликованном на сайте ведомства.

Министерство предлагает провести провести аудит эффективности действующих налоговых льгот  (их объем на региональном уровне достигает 1 трлн. руб. или 15% от суммы налоговых и неналоговых доходов регионов). В дальнейшем – принять мораторий на установление новых налоговых льгот, приводящих к выпадающим доходам консолидированных бюджетов субъектов.

Кроме того министра возлагает надежды на поэтапное введение налога на недвижимость для физических лиц начиная с 2015 г. Введение налога предусматривается осуществлять по решению региональных властей в течение 5 лет. В результате потенциальное количество объектов налогообложения увеличится в 2 раза, а сумма поступлений составит порядка 140 млрд. руб., что в 3,5 раза превышает объем от налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Силуанов напомнимл, что указами президента предусмотрено повышение производительности труда на 50% к 2018 году. Это означает оптимизацию бюджетной сети и численности работников бюджетной сферы; внедрение систем нормирования труда, «эффективного контракта». Здесь координирующая роль за нашими отраслевыми министерствами, которые должны говорить не только о повышении зарплаты, но и о производительности труда. (На счет последней фразы – было смешно, если бы не было так грустно).

Министр отметил, что задача Минфина – не допустить опасное увеличение долговой нагрузки регионов. Здесь несколько решений: осуществление усиленного мониторинга за субъектами, имеющий уровень долга более 50%, по аналогии с высокодотационными регионами; следить за равномерностью распределения по годам долговой нагрузки (а не только ее общей величины), своевременно подставлять плечо в виде бюджетных кредитов.

Смлуанов скромно умолчал, что долги регионов достигли 2 трлн. руб.   По мнению директора региональных программ Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич (вот здесь очень интересное интервью с ней), губернаторы в условиях падения доходов вынуждены залезать в долги для того, чтобы выполнять предвыборные обещания Путина. Разрыв в некоторых регионах между доходами и расходами составляет 20-30%.

Комментарии

Комметирование закрыто.